Иностранные проповедники по-прежнему остаются для российских городов экзотикой.
Фото Дмитрия Борко (НГ-фото)
Ужесточения Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" намерены добиваться саратовские власти. Слишком мягкое законодательство образца 1997 года, по мнению Бориса Шинчука, секретаря Совета по общественным отношениям при губернаторе области, привело к неконтролируемому росту числа нетрадиционных религиозных объединений. Свои предложения саратовцы сформулировали в проекте закона "О регулировании миссионерской деятельности на территории РФ".
По данным ведомства Бориса Шинчука, на территории России действуют миссионеры 60 различных конфессий и более 20,5 тысячи зарегистрированных религиозных организаций. Число незарегистрированных объединений, по подсчетам специалистов, превысило 1500 наименований. Добиться, чтобы миссионеры извещали власти о целях и программе своих визитов, с помощью одного только областного законодательства не представляется возможным, так же как и ввести штрафные санкции за отклонения от заявленной программы.
Собственно, не считая одной маленькой детали (собранные в виде штрафов деньги, по замыслу законотворцев, должны поступать в региональный бюджет), это и все новшества, которые предлагал "сырой" вариант законопроекта, который обсудили представители традиционных вероисповеданий - православные, мусульмане и иудеи.
Саратовские православные, как выяснилось из слов проректора по учебной работе Саратовской духовной семинарии протоиерея Дмитрия Полохова, являются большими поклонниками французского религиозного законодательства. Во-первых, потому, что в нем присутствуют сразу 10 признаков "вредных" сект, во-вторых, потому, что большинство из этих организаций либо совсем законодательно запрещены, либо признаны коммерческими организациями и обязаны платить налоги в бюджет, а в-третьих, будучи пойманными на мошенничестве или причинении вреда здоровью своих последователей, руководители сект могут получить до 5 лет тюрьмы.
- Мы признали у себя течение "Таблиг", поскольку его последователи исповедуют принципы абсолютного невмешательства как в политику, так и в дела других конфессий, - говорит имам Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас Бибарсов. - Таблиговцы не раз гостили в Саратовской области и ни разу не спровоцировали ни одного конфликта.
В печально знаменитом ваххабизме, по словам Мукаддаса-хазрата, на самом деле также ничего страшного нет. В исконном понимании ваххабиты представляют собой крайне немногочисленное течение истинных аскетов, проповедующих добуквенное соблюдение норм, предписанных Кораном. Однако стоило привнести политический момент, и ваххабиты тут же стали общероссийским пугалом. С ужесточением закона, опасается Мукаддас Аббасович, аналогичная судьба может постигнуть и российское мусульманство в целом. "Все традиционные методы борьбы с так называемыми сектами к современным условиям не подходят", - считает он.
Впрочем, в необходимости контроля со стороны государства никто из представителей традиционных конфессий не сомневается. Мусульмане вспоминают об адвентистах седьмого дня, которые в одном из районов области убедили перейти на свою сторону некоторых представителей этнически мусульманской части населения - татар и азербайджанцев. Впрочем, считают правоверные, обижаться в таких случаях следует только на себя.
- Я думаю, что все-таки будет лучше, если у нас будет здоровая конкуренция, в ходе которой будет происходить "естественный отбор", - говорит Мукаддас Бибарсов. - Ужесточать же законы в нашей стране, я считаю, очень опасно.
Некоторые источники "НГ" полагают, что попытка ужесточения Закона "О свободе совести" саратовскими политиками предпринята для привлечения православного электората.
Саратов