Публикация "позорных" списков в местной прессе - такой способ борьбы с уклонистами от призыва в Вооруженные силы решили использовать в Саратовском облвоенкомате.
На вопрос корреспондента "НГ" о законности планируемой акции начальник отдела морально-психологической и информационной работы военного комиссариата Виктор Севостьянов ответил: "А им (призывникам. - "НГ"), значит, нарушать можно?"
По данным пресс-службы облвоенкомата, только за время весенней кампании в Саратовской области недобрали около 800 призывников. Примерно столько же не явились на сборные пункты и прошлой осенью.
"Я занимаюсь уклонистами уже много лет и могу сказать, что в каждом втором случае большая часть вины лежит на самих военкоматах, - говорит председатель областного Союза солдатских матерей Лидия Свиридова. - Вот смотрите, по закону с момента вручения повестки до прихода на сборный пункт должно проходить не менее 3 дней. У нас же сплошь и рядом - в 7 часов вечера повестку приносят, а рано утром ждут призывника в военкомате. И совершенно правильно поступают те, кто в таких случаях на сборные пункты не является", - считает г-жа Свиридова.
- Признать человека уклонистом может только суд, - добавляет Лидия Свиридова. - А разглашать конфиденциальную информацию о человеке без его согласия - противозаконно. В конце концов, кто будет отвечать, если кого-нибудь из фигурантов списка вдруг обворуют?
Первым в Саратовской области газетную "войну" уклонистам объявил военком Балаковского района Владимир Ильмушкин. Как уже сообщала "НГ", именно с его легкой руки списки уклонистов появились в балаковской прессе осенью прошлого года. Не исключено, что Ильмушкину придется предстать перед судом. По крайней мере два фигуранта этих списков решили привлечь военкома к ответственности и получить компенсацию за причиненный им моральный ущерб, поскольку наряду с фамилиями, именами и отчествами в списках указывались их домашние адреса и телефоны. При этом на момент появления списков в печати один из юношей уже находился на сборном пункте балаковского военкомата, а второй вообще никакой повестки не получал. "Ну и что, он же знал, что ему исполнилось 18, мог бы и сам явиться", - заявил на это Лидии Свиридовой военком Ильмушкин.
Владимир Ильмушкин накануне церемонии вручения премии "Золотая кувалда" - "за самое тупое решение военкома, принятое во время призывной кампании" - говорил журналистам: "Если мне присудили такую премию, значит, я двигаюсь в правильном направлении",
Правда, в борьбе за "Золотую кувалду" у товарища Ильмушкина нашелся достойный соперник - ее получил замначальника 2-го отдела Пермского облвоенкомата Сергей Самарханов, заставивший одного юношу служить за другого. При этом того, который служил, сотрудники родного военкомата регулярно пытались отыскать по его домашнему адресу. Сам же бедолага, прибывший в часть с перепутанными документами, в течение нескольких месяцев "вспоминал" свою новообретенную фамилию в психиатрическом отделении.
Союз солдатских матерей тем временем "разгребает" последствия весеннего призыва. По словам Лидии Свиридовой, возглавляемый ею союз ежедневно принимает по 3-4 беглеца. Если еще 5 лет назад в основном приходилось разбирать солдатские драки и случаи рукоприкладства, то дела последних лет связаны с вымогательством у солдат денег.
- Вопиющий случай произошел в Дальневосточном округе, - рассказывает Свиридова. - У мальчика из Вольска (Саратовская область) вымогали 10 тысяч рублей. Имеется заявление его матери, в котором она утверждает, что несколько раз возила командиру роты деньги, чтобы выпросить для сына отпуск хотя бы на 2-3 дня. С октября прошлого года мальчик числится пропавшим без вести, и о нем нет никаких известий.
- Понятно, что главная цель военкоматов - выполнить во что бы то ни стало план, - говорит уполномоченный по правам человека по Саратовской области Александр Ландо. - Но ведь когда с молодым человеком в армии что-то случается, военкомат - в стороне. А почему? Я уже много раз говорил военным, что действия вроде публикации списков уклонистов ни к чему не ведут. Нужно делать службу престижной, а в случае необходимости пользоваться законом об уклонистах - он у нас есть. Если бы хоть одного уклониста военкомату удалось посадить - это могло бы возыметь действие. Но в законе содержится масса юридических нюансов, поэтому сделать это не так-то и легко.
По данным облвоенкомата, к началу нынешней кампании призывного возраста достигли примерно 15 тыс. жителей Саратовской области. Из них на службу будут призваны чуть больше 3 тыс. человек. Примерно 10 тыс. студентов заявят о своем праве на отсрочку. И еще 2 тыс. человек, очевидно, будут отсеяны медкомиссиями. По словам Лидии Свиридовой, эта цифра слишком мала. Если бы на свете было больше грамотных призывников и поменьше ленивых мам, то по новому "Положению о военно-врачебной экспертизе" годных к строевой службе юношей отыскать было бы просто невозможно.
Саратов