Несмотря на избрание президента Чечни, порядок и власть в республике по-прежнему держатся на военных. Военные комендатуры в ЧР контролируют выдачу населению социальных пособий и зарплат бюджетникам, войска и спецназ обезвреживают фугасы, ликвидируют склады оружия и добивают боевиков в горах. Но Ахмад Кадыров считает, что необходимо и начать вывод войск.
"Как только я почувствую, что мы уже достаточно окрепли, МВД республики сформировалось, укомплектовалось, я буду просить, чтобы войска были выведены, а те, которые должны остаться на постоянной основе, были расквартированы", - заявил Кадыров на пресс-конференции в Москве. И пояснил, что речь идет о находящихся в ЧР на постоянной основе 42-й мотострелковой дивизии и 46-й бригаде Внутренних войск. Как сообщили "НГ" в Генеральном штабе ВС РФ, эти соединения и так расквартированы в Чечне, а боевая и оперативная нагрузка лежит на прикомандированных к Региональному оперативному штабу подразделениях спецназа, десантниках и боевых частях ВС, действующих в горах.
С 15 октября в Чечне, как сообщил начальник Главного штаба ВВ МВД РФ генерал-полковник Николай Рогожкин, началась плановая ротация отрядов спецназа, общая численность которых составляет около 10 тыс. человек, входящих в 16 отдельных мобильных отрядов и пять рот спецназначения. Каждое третье подразделение действует в Чечне. Аналогичная ситуация сложилась с ВДВ, правда, в ЧР расквартированы только три батальонные тактические группы численностью в 2,5 тыс. военнослужащих. Кроме этих войск в республике регулярно совершают ротацию группы спецназа ГРУ и ФСБ.
Сегодня в Чечне действуют около 6-7 тыс. военнослужащих из подразделений спецназа федеральных сил. А численность милиции, на которую хочет делать ставку Ахмад-Хаджи, составляет около 10 тыс. человек. Военные полагают, что сторонники президента среди них составляют около 6 тыс. человек. Это личные телохранители президента (около 60 человек) и рота спецназа при РОШ (около 300 человек), в которой служит сын Кадырова Рамзан, остальные входят в состав отделов милиции и стрелковые роты при комендатурах. Сейчас трудно определить их эффективность. Но очевидно, что без помощи федеральных сил контролировать ситуацию в республике, поддерживать там конституционный порядок милиционеры вряд ли смогут.
Федеральные власти, видимо, не питают иллюзий по поводу ситуации. Если и выводятся так называемые избыточные войска из ЧР, то далеко от ее границ они не уходят. Да и плотность войск при приближении к границам Чечни увеличивается. На Северном Кавказе, если учитывать Внутренние войска, она самая высокая в Европе. При этом практически все соединения здесь - развернутые: 58-я армия, в которую входят 19-я мотострелковая дивизия (Владикавказ), 42-я дивизия (Чечня), 20-я мотострелковая (Волгоград). Кроме них в Буденновске, Майкопе и Буйнакске развернуты отдельные мотострелковые бригады. В Новороссийске сосредоточена 7-я воздушно-десантная дивизия, а ее 247-й десантно-штурмовой полк базируется непосредственно в Ставрополе. От ВМФ в Каспийске развернута 77-я отдельная бригада морской пехоты, от Главного штаба ВС РФ в Краснодаре - бригада спецназа ГРУ.
Группировка войск на Юге России составляет не менее 300 тыс. военнослужащих, не считая Внутренних войск. А их тоже немало. Практически каждый второй из 193 тыс. солдат и офицеров ВВ МВД служит на Северном Кавказе. Из пяти дивизий оперативного назначения ВВ четыре развернуты в Краснодаре, Пятигорске, Ростове и Новочеркасске. Бригады оперативного назначения имеются в Курском районе Ставропольского края (на границе с ЧР), в Ростовской области (Калач-на-Дону), Кабардино-Балкарии (Нальчик), и Дагестане (Махачкала).
То есть вывод части войск из равнинной части Чечни вряд ли изменит военный "расклад" на Юге России и в самой Чечне, "окольцованной" штыками.