Дорога из аэропорта в Туру, административный центр Эвенкийского автономного округа, занимает минут двадцать. По сторонам - лиственницы невысокие да чахлый березняк меж болотных проплешин, а у обочин вода стоит. Много мертвых лесин - вечная мерзлота не дает лесу к солнцу тянуться.
Путешествовать по городу, где проживают примерно 6 тысяч человек из 18 тысяч окружного населения в целом, лучше всего летом. И желательно в погожий день. Ибо асфальта в "столичном" поселке нет, и в ненастье походы по Туре для человека непривычного очень затруднительны. Но это далеко не главные сюрпризы, ожидающие в поселке избалованную цивилизацией публику. Централизованного водопровода и канализации в Туре тоже нет - опять-таки вечная мерзлота не позволяет. Все теплотрассы проложены на поверхности земли. И лишь на некоторых особо статусных объектах, вроде окружной администрации или гостиниц, имеются специальные установки, обеспечивающие водоснабжение и прочие сантехнические блага.
Повсеместно в Туре все "удобства" находятся во дворе. И хоть климат в Эвенкии не столь экстремальный, как, например, на Таймыре, но все же зимой нередко 55-градусные морозы случаются. Так что наведываться без особой надобности на двор в такую стужу - занятие, способное глубоко и навсегда поразить человека с Большой земли. Говорят, что первый биотуалет в Туре появился после избрания Бориса Золотарева губернатором округа.
О том, как выглядит Тура даже в солнечный день, местная власть хорошо знает. А потому мягко, но настоятельно не рекомендует заезжим телевизионщикам снимать общие и достаточно нереспектабельные планы поселковых достопримечательностей. Впрочем, и без того понятно, что в здешних суровых местах не до градостроительных изысков. Дома - сплошь деревянные, на сваях, выглядят неприглядно. От ветров и морозов они стали серыми. А постройку выше двух этажей или кирпичные здания вообще редко встретишь. Улицы без светофоров, возле многих домов - лодки.
На общем сером фоне выделяется здание окружной администрации, раскрашенное в небесно-голубые эвенкийские тона. На крыльце у входа в администрацию урна с табличкой "За чистую столицу Эвенкии". За всю столицу сказать нельзя, но внутри здания не просто чисто, а образцово чисто. Это результат евроремонта. Бросается в глаза, что за каждой кабинетной дверью - множество компьютеров. Чувствуется, что нефтяная компания, ставленником которой является губернатор Эвенкийского автономного округа Борис Золотарев, деньги в окружную управу вложила немалые.
В местном круглосуточном мини-маркете под названием "Дары природы" не отыщешь оленьей колбасы и красной рыбы, поскольку все товары поступают из Красноярска. Прилавки в этих эвенкийских "Дарах природы" забиты все теми же по преимуществу импортными продуктами, что и в любом красноярском гастрономе. И это при изобилии рыбы, дичи и оленины в Приполярном округе. Зато на полке можно увидеть "Арманьяк" за полторы тысячи рублей бутылка, ликер "Бейлис" за тысячу, пиво чешское за 60 рублей. И это при том, что средняя зарплата в округе, по официальным данным, чуть больше 9 тысяч рублей. Правда, работяги местные, качая головой, говорили, что больше 7-8 тысяч зарплат в Туре нет.
Главный и практически единственный транспорт в Эвенкии - вертолет. Без него ни в поселки, ни в фактории не добраться, поэтому летчики в Эвенкии - каста особая, всеми уважаемая.
Как говорят люди с материка, местные аборигены из коренных малочисленных народов живут, как при коммунизме. Власть, мол, детям Севера дает все и даже больше.
Тура (Эвенкия)