Нашатырь, валидол, нитроглицерин постоянно держат наготове экскурсоводы и смотрители на выставке, открывшейся в Санкт-Петербурге в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Посетители, знакомясь с экспонатами выставки "Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры", порой падают в обморок.
В течение многих веков вскрытие человеческого тела запрещалось господствовавшими в Европе и на Ближнем Востоке религиями. И только эпоха Возрождения, сняв эти запреты, дала возможность человеку познать свое собственное строение и породила целую плеяду блестящих анатомов. В их числе был нидерландец Фредерик Рюйш. Ученый создавал свои препараты в первую очередь как наглядное пособие для обучения студентов-медиков. Рюйш сам объяснял, почему он предпочитал обучать с помощью препаратов. Обучение анатомии на свежем человеческом теле - это неприятная и опасная работа, а в демонстрации специально приготовленных им препаратов мог принять участие каждый. Рюйш пользовался также славой непревзойденного бальзамировщика. Он бальзамировал тела детей и взрослых, достигая такого эффекта, что они казались живыми, спящими. Рюйш считал, что его коллекции выражают идею суетности и быстротечности жизни, утверждая, что "смерть - это милость, дарованная всемогущим творцом".
При жизни анатома его "Кабинет", где были выставлены в маленьких гробиках бальзамированные тела детей в кружевных платьицах, украшенные бусами, цветами и маленькими свечками, 2 раза в неделю за плату был открыт для посещения. В 1697 году "Кабинет" Рюйша посетил Петр I. Русский царь, по рассказу его голландского современника, был поражен увиденным: "Остановившись у трупика ребенка, сохранившегося так хорошо, что, казалось, ребенок еще жив и на лице его как бы играет еще улыбка, Петр не мог удержаться, чтобы не поцеловать малютку".
Особое впечатление на царя произвела коллекция уродов. Петр, неравнодушный к диковинкам, решил приобрести коллекцию. Но Рюйш, не желая расставаться со своим творением, заломил слишком высокую цену. Сделка состоялась лишь через 20 лет, когда Петр I вновь приехал в Голландию. За две тысячи анатомических экспонатов русский царь заплатил 30 тысяч гульденов. В то время этих денег хватило бы на постройку и снаряжение двух фрегатов. Купил царь и коллекцию амстердамского аптекаря Альберта Себы с чучелом трехметровой анаконды, рыбами, птицами, животными, насекомыми и иными замысловатыми диковинками, собранными "в обеих Индиях".
Препараты Рюйша, которые ныне ценятся как картины Рембрандта в живописи, поначалу разместили в Кикиных палатах. Посмотреть на диковинные предметы мог каждый желающий, независимо от положения в обществе. Петр заявил: "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились!" По указу царя плату за вход не взимали, наоборот, посетителей угощали кофе, бутербродами и даже водкой. На сии расходы ежегодно казна выделяла немалую по тому времени сумму - 400 рублей серебром.
Петр подписал знаменитый указ о собирании монстров, в котором сделана попытка объяснить происхождение уродств, даны четкие инструкции, как сохранять и доставлять в столицу уродов. Со всех уголков России в город на Неве стали поступать монстры как мертвые, так и живые. Присылали диковинные вещи: младенец с тремя ногами, ребенок, у которого глаза находились под носом, а руки под шеей, близнецы, сросшиеся в области грудной клетки, овца с двумя языками и двумя глазами с каждой стороны, гремучие змеи с раздвоенными хвостами, барашки - один с восемью ногами, другой - с тремя глазами┘
Кикины палаты не в состоянии были вместить в себя всех собираемых монстров. Нужно было большее помещение. Однажды, гуляя по заросшему деревьями берегу Невы, Петр обратил внимание на необычную сосну. Одна из веток дерева вросла прямо в ствол, как бы образуя дужку большого амбарного замка. Изумленный Петр воскликнул: "Вот так дерево-монстр!" Он распорядился на этом месте построить здание Кунсткамеры. А причудливый сосновый ствол стал в нем первым экспонатом.
Препараты, доставляемые для Кунсткамеры, служили и научным целям. Петр I боролся с предрассудками. Еще с древних времен бытовало поверье, что уродцы рождаются благодаря колдовской порче или вмешательству сверхъестественных сил, а также в результате совокупления людей с животными и дьяволом. Отсюда и возникли мифы о кентаврах, сфинксах, гарпиях - полулюдях-полузверях. В Средние века женщину, родившую ребенка-урода, обвиняли в союзе с дьяволом, она считалась колдуньей, ее могли покалечить и даже убить. Петр хотел, чтобы его подданные поняли, что уродство не являлось ни работой дьявола, ни наказанием божьим. Не только люди, но и звери рождаются уродливыми. Царь даже издал специальный указ, в котором объяснял причины рождения детей-уродов. В указе говорится, что виновны во всем не дьявол и черти, а природа, а также "повреждения внутренние, страх матери во время беременности, как тому есть многие примеры: чего испугается мать, такие знаки на дитяти бывают, также когда ушибается или больна будет...".
Петр пришел к мнению, что человек может быть уродом не только внешне, но и внутренне. Поэтому подписал другой знаменитый указ "О свидетельствовании дураков в Сенате". Речь шла о своеобразном тестировании тех, кого общественное мнение подозревало в глупости. Если тестируемый оказывался не в состоянии ответить на ряд элементарных вопросов, то он лишался многих званий и почестей. Согласно указу, "дуракам, что ни в какую науку и службу не годятся", воспрещалось вступать в брак, ибо "доброго наследия и государственной пользы" от них ожидать было невозможно. Указ свидетельствует о том, что Петр интересовался и проблемами наследственности.
Помимо анатомических препаратов, зоологических и ботанических диковинок на выставке в Кунсткамере представлены книги, приборы, оружие, природные редкости. Вызывает интерес зубоврачебный инструмент Петра I. А рядом выставлены коробочка, в которой лежат вырванные царем зубы. Говорят, что Петр был отменным зубодером. До того любил это дело, что порой вырывал у людей здоровые зубы.
Из помещения, где выставлены леденящие кровь заспиртованные уродцы, по ночам, как рассказали сторожа, доносятся стуки и звуки непонятного происхождения.
Санкт-Петербург