Встреча в верхах Владимира Путина и Герхарда Шредера в Екатеринбурге еще раз показала, что российский президент - мастер экспромта. Он виртуозно избавился от протокольных мероприятий, участие в которых, надо полагать, не доставило бы ему особой радости.
В аэропорту "Кольцово" глава России появился почти на полтора часа позже графика, заставив встречающих его губернатора Эдуарда Росселя и полпреда Петра Латышева совершать променад по аэродрому и довольно туманно распространяться в кратких интервью о гастрономических предпочтениях иностранного гостя.
Приземлившись буквально за двадцать минут до Герхарда Шредера, хозяин Кремля, как предполагают наблюдатели, счастливо избежал полуторачасового разговора со свердловским губернатором, который первоначально значился в протоколе. К тому же президент, возможно, попытался исправить двусмысленность своего положения, связанную с полуторачасовым ожиданием в дорожной резиденции губернского масштаба, и решил встретить канцлера лично.
Не стал Владимир Путин давать и традиционное интервью у трапа, чем очень расстроил местных журналистов. Его германский коллега тоже не побаловал своим вниманием российские СМИ, но, отдавая дань демократическим традициям, все же ответил на несколько вопросов немецких журналистов.
Остался за бортом президентского внимания и оптико-механический завод, руководству которого очень хотелось показать главе государства тренажер-имитатор кабины боевого СУ-27. В свое время его опробовал губернатор Россель, остался, говорят, очень доволен и в качестве подарка ко дню рождения Владимира Путина предложил якобы сыграть с президентом в воздушный бой. Может, по этой причине, может, по другой, но, к великому огорчению руководства военного завода, это мероприятие в окончательный протокол не попало.
Зато президент, надо полагать, сделал свой подарок Эдуарду Росселю, которому 8 октября исполнилось шестьдесят шесть лет. Выполнил эту почетную миссию министр внутренних дел Борис Грызлов, который прямо у трапа самолета вручил губернатору часы с символикой МВД. При этом выражение лица у последнего было такое, будто его публично заставили жевать лимон. Выполнив почетную миссию, министр грозно предупредил милицейских начальников, что его не все устраивает в работе Свердловского ГУВД и он едет инспектировать одно из районных управлений. Любопытно, что у начальника местного милицейского главка Владимира Воротникова тоже было весьма кислое выражение лица и встречал он министра в штатском платье, хотя и является генералом внутренней службы.
Во второй день визита руководители государств посетили Екатеринбургскую филармонию - бывший деловой клуб, который Эдуард Россель не обделяет своей заботой. Здесь регулярно проходит губернаторская новогодняя елка, а сам глава области является одним из главных спонсоров Уральского филармонического оркестра. В филармонии российские и немецкие предприниматели обсуждают инвестиционные проекты.
На этот раз Эдуард Россель попросил немецкую сторону рассмотреть вопрос производства автомобилей на базе бывшего филиала завода "ЗИЛ", расположенного в Новоуральске. Глава восточного комитета немецкой экономики Клаус Мангольд сказал, что предложение самым тщательным образом рассмотрит. Но в особенный восторг немецкого гостя привело посещение "Мерседес-центра", открытого недавно в Екатеринбурге. "Вчера вечером мы посетили этот центр вместе с министром экономики и труда Вольфгангом Клементом, и оба были просто поражены. Это было просто великолепно", - сказал он.
Клаус Мангольд сообщил также, что просьба свердловского губернатора об открытии в Екатеринбурге генерального консульства ФРГ неоднократно обсуждалась на самом высоком уровне в Берлине у федерального канцлера, министра иностранных дел. Принято положительное решение об открытии дипломатической миссии ФРГ в столице Среднего Урала.
После подписания ряда соглашений руководители государств дали пресс-конференцию, на которой Владимир Путин вручил своему немецкому коллеге серебряную статуэтку Хозяйки Медной горы.
После обеда лидеры стран посетили Храм на крови, открытый на месте расстрела последнего российского императора и его семьи. В этом уникальном сооружении, которое взяла на свой баланс областная власть, помимо собственно храмового помещения предусмотрен мемориальный комплекс, конференц-зал и даже сауна. Этот храм попортил губернатору Росселю немало крови. Строительство сопровождалось многими скандалами, конфликтами и даже трагедиями. Однако храм все-таки сдали к скорбной дате расстрела царской семьи в июле, и сегодня здесь работники краеведческого музея проводят экскурсии. Гидом Герхарда Шредера и Владимира Путина стал архиепископ Верхотурский и Екатеринбургский Викентий.
Комментируя причины проведения саммита в Екатеринбурге, местные политики приходят к выводу, что все это мероприятие было задумано, в том числе, с целью: повышение рейтинга Эдуарда Росселя, соглашение которого с "Единой Россией" сначала потребовало избрания его на третий губернаторский срок, а теперь - создания имиджа политика федерального масштаба, поскольку он возглавляет региональный список партии власти. Недаром же Борис Грызлов привез в рекламных целях футбольную команду единомышленников и сам лично встал на ворота.
Однако не факт, что российские "медведи" добьются своей цели, представляя Екатеринбург и губернатора Росселя оплотом "единороссов" и президента Путина. Во-первых, за самого губернатора на недавних выборах проголосовало всего лишь 15% избирателей (это стабильный его электорат), во-вторых, свердловский избиратель четко отделяет выборы федеральные от региональных. В-третьих, г-н Россель - политик себе на уме, и как он воспользуется поддержкой "Единой России" - одному богу известно. Поэтому, предполагают наблюдатели, если "медведи" сумеют набрать в области чуть больше двадцати процентов - это будет их большая победа.
Вероятно, в Кремле считают иначе: маховик запущен, и остановить его уже невозможно. Правда, ради осуществления планов немецкому канцлеру пришлось лететь в далекий Екатеринбург, питаться в "Атриум Палас Отеле", чья кухня, по общему признанию, далеко не самая лучшая в городе, но зато самая дорогая и претенциозная. Но это уже вопрос большой политики.
Екатеринбург