Сколь хорошим не было бы заводское пиво, ему никогда не сравниться с пенным напитком, сваренным дедовским способом.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Этот дом на одной из центральных улиц знает в Чебоксарах и стар и млад. Именно здесь, в прекрасном трехэтажном коттедже, располагается Музей пива. И работает, представьте себе, до 5 часов утра, ибо помимо интереснейших экспозиций музей имеет в своих владениях и пивной бар, где можно попробовать разные сорта пива, сваренные в республике.
Давно известно, что Чувашия - "хмельная" республика. Две трети российского хмеля произрастает именно в этом регионе. По количеству вызревшего чувашский хмель занимает восьмое место в мире (среди 53 стран-производителей) и четвертое - по качеству продукта. В республике три тысячи гектаров хмельных угодий. За год тут собирают 3200 тонн хмеля. Он вызревает благодаря особым климатическим условиям, а также бледным и подзолистым почвам.
Издревле пиво у чувашей считается главным национальным напитком. Сара - так называется пиво по-чувашски - первое угощение для пришедшего гостя. При изготовлении пива женщины-чувашки обязательно надевают свои яркие национальные костюмы, монисто и браслеты. Кое-что из национального гардероба хранит в своих витринах и Музей пива. Весь процесс приготовления пива обязательно сопровождается игрой на различных музыкальных инструментах - будь то пузырь (род волынки), колотушка, трещотка, барабан с бубенчиком или гармошка. Представьте себе картину, если пиво варят сразу в нескольких чувашских дворах при таком звонком музыкальном сопровождении┘
Свои рецепты пивоварения чуваши не скрывают. Этот благородный пенный напиток варят с использованием ячменного солода или же ржаной муки с добавлением пивных дрожжей. Пиво до сих пор варят дедовским способом, впрочем, точно так же готовят в чувашских деревнях медовую бражку, а также максаму - безалкогольное пиво. Его готовят без хмеля и без дрожжей. А употребляют максаму обычно во время некоторых языческих молений. Дедовский способ - это варка на легком огне в огромной посуде, после того как жидкость остывает, ее сначала некоторое время выдерживают - пусть побродит, а потом закупоривают в бочонках. Только самый бедный чувашский двор не имеет оборудования для приготовления пива. Никакая свадьба в Чувашии никогда не обходилась и не обходится без этого пенного напитка. Если свадьбу играют летом, то во дворе обязательно появляется огромный стол, на который выставляются ведра с пивом. У каждого ведерка - свой ковшик. Если свадьба гуляет зимой, пивной стол появляется в избе.
Вообще сбор хмеля - древнейшее занятие чувашей. Хмелевые урожаи были обложены оброком в пользу казны. А вот что сообщает "Военно-статистическое обозрение Российской империи за 1850 год: "Некоторыми жителями, преимущественно из чуваш и черемис, разводится много хмеля, так что во многих уездах встречаются хмельники, содержащие по несколько сотен тычин или корешков. Хмель употребляется на варение пива и меда, а значительная его часть отправляется в Пермскую и Симбирскую губернии┘"
Советская власть к хмельному промыслу чувашей отнеслась с пониманием. И уже в феврале 1922 года ЦИК и СНК РСФСР приняли постановление об увеличении производства хмеля: площадь хмельников в Чувашии была увеличена до 350 га (для сравнения - по всей России хмельных угодий тогда было всего 670 га). В конце 30-х годов пивной склад Чебоксарского напиточного предприятия превращается в пивной цех. А 8 марта 1939 года в продажу поступила первая продукция этого цеха - пиво "Жигули".
Сегодня в республике можно попробовать несколько десятков сортов пива. В частности, в самом Музее пива. Интересен музей еще и тем, что у него есть свой обрядовый двор. Тут играют многочисленные свадьбы, причем сохранены все дедовские традиции, а пиво, как и положено, льется рекой.
Москва-Чебоксары