Гражданскому транспорту всегда трудно разъехаться со встречной бронетехникой.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Дорожно-транспортное происшествие, случившееся недавно в Екатеринбурге, могло бы в иной стране или в другом регионе России стать предметом громкого общественного и даже судебного разбирательства: самоходная артиллерийская установка - практически танк - столкнулась с рейсовым автобусом. Но на Урале давно уже привыкли к тому, что танки на учения ездят по асфальту, а военные не считают нужным согласовывать с муниципалитетом маршруты своего передвижения в черте города. На сей раз, слава богу, обошлось: самоходка разворотила лишь часть обшивки "Икаруса".
Пресс-секретарь штаба Приволжско-Уральского военного округа полковник Константин Лазуткин поделился с корреспондентом "НГ" своим недоумением, как автобус вообще мог попасть на грунтовую дорогу да еще вклиниться в колонну, сопровождаемую военной автоинспекцией. "Возможно, - предположил Константин Эдуардович, - водитель решил подхалтурить, поскольку никого в салоне, кроме него, не было. Вину он свою признал, и никакого шума мы раздувать не собираемся: мы могли бы, конечно, выставить счет автобусникам, что нашу технику поцарапали, но, сами понимаете, это было бы смешно. А вообще, это дело яйца выеденного не стоит: бывало и похуже".
Заместитель генерального директора по безопасности движения муниципального автобусного объединения (МОАП), которому принадлежит злополучный автобус, Владимир Прохоркин буквально взорвался, когда корреспондент "НГ" поинтересовался у него, понес ли водитель какое-то наказание: "Вины нашей в этом инциденте нет!.. Кто вам сказал, что автобус ехал по грунтовой дороге?.. Как это не было в салоне людей, когда он на остановке высаживал людей?! Самоходка ударила сзади стоящий автобус! Это обычный его маршрут, и техники военной, по нашим сведениям, там быть не должно было! Ущерб подсчитывается, и если военные добровольно не возместят его, мы будем обращаться в суд".
Сотрудники транспортного отдела мэрии Екатеринбурга пояснили корреспонденту "НГ", что маршруты передвижения боевой техники военные согласовывали лишь на гребне демократизации в начале 90-х годов, а с тех пор спокойно разъезжают там, где хотят. Муниципалы подозревают, что развороченные мосты и асфальт - это их рук дело. Правда, за руку поймать никого не удалось, да и толку от этого, полагают чиновники, мало будет.
- Вы не нам вопросы задавайте, - посоветовали корреспонденту в мэрии, - а юристам: распространяются ли на военных правила дорожного движения? Должны ли они согласовывать с владельцами дорог и ГИБДД маршруты движения негабаритной да к тому же еще и гусеничной техники по асфальту?
Корреспондент решил последовать совету и обратился с этим вопросом в гарнизонную прокуратуру. Там ему дежурный прокурор, не пожелавший представиться, сказал, что пойдет спросит, кто бы мог ответить на поставленные вопросы. После консультаций он был по-военному краток: да, расследование ведется, но деталей он не знает и спросить об этом не у кого, потому что все офицеры находятся на медобследовании.
Работники мэрии полагают, что там, где ездят автобусы, танков быть не должно - и наоборот: ведь понятно, что "Икарус" по грунтовке просто не пройдет. Проблема в том, что в последние годы люди в камуфляже стали рассматривать страну, как один большой полигон. Возможно, этому способствует затянувшаяся операция в Чечне.
В мэрии считают, что военным необходимо привыкать к цивилизованному сотрудничеству с гражданскими властями. Даже если это будет означать, что танки на полигоны следует возить на трейлерах.
Екатеринбург