Неоднократные попытки разрешить многострадальный вопрос о строительстве нового терминала в аэропорту "Шереметьево" вновь и вновь обрекаются на провал. И странное дело, получается, что главный враг на все сто процентов государственного предприятия "Шереметьево" и на 50% государственного "Аэрофлота" - сами представители государства, чиновники, отвечающие за развитие аэропорта.
Очередная попытка сдвинуть дело "Шереметьево-3" с мертвой точки провалилась в минувший четверг, 2 октября, из-за того, что совместное заседание советов директоров авиапредприятий было неожиданно отменено по инициативе именно чиновников. Предполагалось, что члены советов директоров авиаперевозчика и аэропорта соберутся, наконец, и примут согласованное решение о реализации проекта строительства нового терминала в "Шереметьево". Решение об этом было принято советом директоров "Аэрофлота" еще месяц назад, но 1 октября члены советов директоров обеих компаний получили письма об отмене этого заседания.
Из письма председателя совета директоров А.Зурабова следует, что основанием для отмены заседания стало некое заключение Минимущества, которое посчитало проведение совместного заседания советов директоров несвоевременным. Конечно, государство вправе распоряжаться своей собственностью, как оно того пожелает, но решать такие вопросы все же положено лицам, уполномоченным самим государством, - то есть членам совета директоров. А они-то и были просто поставлены перед фактом. Случайна ли вся эта возня вокруг управления "Шереметьево"? Конечно, нет. Лакомые куски государственной собственности уже разобраны, а аэропорт и сегодня прибыльное предприятие. Можно предположить, что реальной причиной торможения со стороны Минимущества стал тендер на управление аэропортом, условия которого в обстановке строжайшей тайны по поручению премьера готовят Минэкономразвития и Минимущество. Предполагалось, что условия тендера будут объявлены еще в середине лета, но этого до сих пор не случилось. Возможно, в министерствах медлят потому, что во всех вариантах, информация о которых просачивается в прессу, слишком заметно влияние "Альфа-групп", которая не скрывает своего интереса к "Шереметьево". Стала ли уступчивость возглавляющих советы двух предприятий Зурабова и Исаева продолжением политики "Альфы", остается только догадываться. Однако риск, связанный с дальнейшей волынкой вокруг "Шереметьево", слишком велик.
Необходимость строительства нового терминала "Шереметьево" обсуждается с конца 90-х годов. В 2001 году был даже заложен первый камень строительства, но на этом все и закончилось. Сначала у "Аэрофлота" начались неприятности с администрацией Химкинского района Московской области, которая в обмен на аренду площадки под строительство, потребовала, чтобы авиакомпания и все ее дочки платили налоги в районе.
Не успел "Аэрофлот" разрешить один конфликт, как началось выяснение отношений с бывшим руководством "Шереметьево". Экс-генеральный директор аэропорта Сергей Беляев потребовал контрольный пакет "Шереметьево-3". Для "Аэрофлота", уже вложившего в проект более 10 миллионов долларов, такое требование оказалось чрезмерным.
После увольнения Беляева "Шереметьево" до сих пор остается без генерального директора, которого никак не может назначить государство. Советы директоров компаний, очевидно, хотели решить вопрос без руководителя аэропорта, но тут вмешалось Мингосимущество.
Как бы то ни было, пока представители государства тормозят строительство "Шереметьево-3", то же государство теряет миллионы долларов из-за того, что западные авиакомпании уходят в другие аэропорты Москвы, а транзитные пассажиры предпочитают выбирать для пересадок другие страны. Самым поразительным примером является, например, то, что ежегодно более четверти миллиона жителей Северо-Запада России летят в страны Азии через┘ Хельсинки, предпочитая услуги Finnair "Аэрофлоту" и "Шереметьево". Но, возможно, в российском бюджете слишком много денег, а потому ему не нужны ни прибыль государственных компаний, ни дополнительные налоги.
Генерального директора ОАО "Аэрофлот" В.Окулова, неоднократно заявлявшего о крайней заинтересованности его компании в появлении нового терминала, по меньшей мере удивляет нежелание представителей государства принимать конкретные решения по важнейшему вопросу - строительству терминала "Шереметьево-3". "Это наносит ущерб имиджу России, "Аэрофлоту" - крупнейшему российскому авиаперевозчику, тормозит развитие всей отрасли авиаперевозок", - заявил Валерий Окулов.