Сергей Веремеенко думает, что может тягаться с Муртазой.
Фото Фреда Гринберга (НГ-Фото)
В борьбу за пост президента республики Башкирии вступают представители крупного российского бизнеса. После алтайского сенатора и экс-вице-президента "ЛУКОЙЛА" Ралифа Сафина о своем намерении пойти на выборы объявил один из совладельцев и экс-управляющий, а ныне член совета директоров Межпромбанка Сергей Веремеенко.
На вчерашней пресс-конференции в Москве он постарался доходчиво объяснить журналистам, почему он принял такое решение, а заодно и рассказать о нынешней социально-экономической и политической ситуации на своей "малой родине" - Башкирии.
По мнению Сергея Веремеенко 70-летний Муртаза Рахимов, управляющий республикой вот уже 14 лет, уже выработал свой "политический ресурс" и теперь должен достойно уйти. По утверждению кандидата в президенты Башкирии, начиная с 2000 года экономика республики находится в затяжном экономическом кризисе.
Большой промышленный потенциал Башкирии, оцененный банкиром в 500 млрд. долл., не работает на благо ее жителей. Особую озабоченность бывшего нефтяника, доктора технических наук и специалиста "по привлечению крупных корпораций к поддержке малого бизнеса и уменьшению зависимости экономики России от экспорта сырья" вызывает незаконная приватизация нефтехимического комплекса республики группой лиц, приближенных к президенту.
Сергей Веремеенко заявил, что "топливно-энергетический комплекс оказался в частных руках, но эффективным он не стал". Кроме того, деньги, полученные в нем, уходят "непонятно куда".
На вопрос о перспективах передела собственности в Башкирии после смены власти кандидат в президенты заявил, что топливно-энергетический комплекс Башкирии - национальное достояние республики. "Я считаю, что "Башнефть" и нефтеперерабатывающие заводы будут и должны принадлежать республике", - заключил г-н Веремеенко.
Особую озабоченность в предстоящей предвыборной кампании, по мнению всех противников Муртазы Рахимова, представляет его административный ресурс. По утверждению Веремеенко, в Башкирии нет независимой прессы, зато есть МВД, насчитывающее 40 тысяч сотрудников. Это ведомство наполовину финансируется из регионального бюджета и, по утверждению Сергея Веремеенко, является не чем иным, как "политической полицией". В руках Муртазы Рахимова вся местная власть, которая до сих пор назначается, а не выбирается. Все главы администраций получают разнарядки о количестве голосов избирателей, которые они должны обеспечить в поддержку действующего президента. Кроме того, Веремеенко не исключает возможности фальсификации выборов ("не менее 100% бюллетеней будет подготовлено для вброса").
Вопрос корреспондента "НГ" кандидату о финансовых ресурсах, с которыми он пойдет на избирательную кампанию, не вызвал затруднения у Сергея Веремеенко. Он сообщил, что "никаких денег Межпромбанка или других компаний не будет. Я использую свои деньги, они задекларированы". Труднее всего кандидату было ответить на вопрос "НГ" об административном ресурсе Кремля на выборах в Башкирии. После пространных рассуждений о народе и демократических выборах г-н Веремеенко заявил: "Я вообще-то самовыдвиженец, это мое право, но, конечно же, у меня хватило ума, чтобы посоветоваться, прежде чем это делать". Уточняющий вопрос корреспондента "НГ": с кем состоялись консультации? - повис в воздухе, оставшись без ответа. Отвечая на него, Веремеенко сообщил, что провел определенные консультации, не назвав при этом конкретных имен.