Деревянные скульптуры удмуртских мастеров поражают разнообразием форм и характеров.
Фото автора
Недавно жители поселка Игра наблюдали на площадке центра народного творчества и декоративно-прикладного искусства, как из-под пил, топоров и резцов летела стружка и щепа, а из громадных бревен постепенно прорисовывались загадочные силуэты и объемы, почти вровень с деревьями возвышались резные человечки и сказочные персонажи. Здесь проходил второй республиканский конкурс-семинар парковой скульптуры. Двадцать резчиков по дереву из разных уголков Удмуртии собрались, чтобы продемонстрировать свое мастерство и обменяться опытом.
В этом лесном краю с деревом испокон веков связана вся жизнь человека. Строили избы, топили печи, изготовляли домашнюю утварь. А когда первоочередные заботы отступали прочь, то руки тянулись вырезать дудочку, гусли-крезь, резные шкатулки, фигурки зверей и прочую красоту. Особое место занимали скульптуры богов. Вырезанные из цельных стволов крупных деревьев, они стояли, как часовые, в культовых местах, на границах деревень и мест проживания родов. В позапрошлом веке идолы полностью исчезли в процессе борьбы официальной Православной Церкви против язычества. Крестьяне, принявшие христианство, попытались резать из дерева персонажей христианских легенд.
Так называемая пермская деревянная скульптура представлена в местной художественной галерее. Три старинные скульптуры - Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя - можно увидеть в действующем храме женского монастыря села Перевозное, что в Воткинском районе Удмуртской Республики. По мнению верующих, они - чудотворные. По преданию, они приплыли по Каме, и их приближение сопровождалось необычными явлениями.
Традицию деревянной скульптуры продолжает конкурс-семинар парковой скульптуры. Ученые предлагают мастерам определенные темы, взятые из удмуртских мифов, и знакомят их с археологическими находками в духе пермского звериного стиля. Предварительно идет работа над эскизами, их утверждение, а потом начинается процесс изготовления. В прошлом году скульпторы варьировали тему "Конь", широко представленную во многих старинных образцах. Потому мастерам было легче работать, так как они отталкивались от уже известных форм. А этим летом автор концепции и руководитель проекта Кузьма Куликов предложил три темы: "Эгра" (это имя основательницы рода, предками которой являются современные игринцы), "Ошмес" (быкокорова, мифическое существо, которое держит на себе мир и оплодотворяет землю медом и молоком) и "Богатыри".
Скульпторы проявили чудеса фантазии. Быки поражают разнообразием форм и характеров. Есть вертикальные фигуры на задних ногах с землей и священным деревом на рогах. Другие - воинственные и задиристые. Первое место заняла горизонтальная фигура быкокоровы. Мастеру Василию Сидорову попалось дерево с гнилой сердцевиной, но он не растерялся и сделал контаминацию, соединив образ быка и рыбы, что так характерно для древности. Эгра получилась похожей на образ Матери-Солнца, так часто встречающийся на древних находках. А богатырь Эштерэк предстал вместе со всеми персонажами легенды: сильный, но добрый человек, который хочет решить все распри миром, а рядом красавица-татарка и коварный Водяной, погубивший героя. "В этих работах ясно ощущается традиционность, идущая от удмуртских сакральных фигур",- считает член экспертного совета Владимир Кошаев.
Пока скульптуры остаются на временной стоянке, а к следующему году администрация обещает на въезде в поселок разбить парк, где они будут установлены. Идея семинара-конкурса вызывает большой интерес. Руководителям районов хочется украсить город, поселок, село виртуозно выполненными деревянными скульптурами. У мастеров появились и платные заказы. А директор республиканского центра ремесел Рафкат Каримов уже думает о третьем семинаре-конкурсе.
Ижевск