После добровольного отказа московского предпринимателя Хусейна Джабраилова баллотироваться на пост президента Чечни борьбу за этот пост продолжают 10 кандидатов: глава республики Ахмад Кадыров, депутат Государственной Думы Асламбек Аслаханов, бизнесмен Малик Сайдуллаев, бывший вице-премьер Ичкерии Хусейн Бийбулатов, главный федеральный инспектор по Южному федеральному округу Абдула Бугаев, заместитель военного коменданта Чечни Саид-Селим Цуев, преподаватель Государственного университета (г. Грозный) Авхад Хачукаев, чеченский поэт Николай Пайзулаев, бывший глава администрации Ачхой-Мартановского района Шамиль Бураев и заместитель директора ОАО "Грознефть" Кудус Садуев.
Якобы добровольный уход Джабраилова совпал с подписанием указа об упразднении республиканских министерств по делам печати и по делам национальностей. Его подписал исполняющий полномочия президента Чечни Анатолий Попов. Вместо двух структур создается одна: Министерство Чечни по национальной политике, информации и внешним связям. Новое ведомство возглавил давний соратник Ахмада Кадырова - Таус Джабраилов.
Таким образом, решена задача удаления из правительства бывшего главы Минпечати Бислана Гантамирова, позволившего себе недавно резкие заявления в адрес Ахмад-Хаджи и обещавшего на предстоящих выборах поддержать Хусейна Джабраилова. Сходя с дистанции, последний не назвал человека, которому он предпочел бы "передать" голоса своих сторонников. Более того, из весьма путаного заявления хозяина гостиницы "Россия" совершенно непонятно, по каким причинам Джабраилов отказался от дальнейшей борьбы. Возможно, разгадка кроется в его словах о том, что "нынешняя избирательная кампания проходит в крайне тяжелых условиях" и "каждый день на моей родине гибнут и исчезают без вести люди, происходят взрывы, покушения, бандитские нападения".
Действительно, чем ближе к выборам, тем чаще гремят в Чечне взрывы. В правительстве республики утверждают, что боевики запугивают население, разбрасывая листовки с угрозами расправы над теми, кто осмелится прийти 5 октября на избирательные участки. А недавнее убийство муфтия Веденского района Шаимана Мадагова, по данным Регионального оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе, было совершено с целью "сорвать предстоящие выборы".
Похоже, амнистия не дала желаемых результатов. Из почти 400 амнистированных, по словам заместителя генерального прокурора России Сергея Фридинского, боевики составили менее 150 человек. Остальные, как правило, - представители федеральных сил. К тому же, как неожиданно выяснилось, сама амнистия стала напоминать профанацию. Оказывается, и после 1 сентября, когда сроки действия этого акта милосердия закончились, боевики, по утверждению прокурора Чечни Владимира Кравченко, "будут освобождаться от наказания в соответствии со статьей 208 УК РФ".
Свои комментарии в пресс-центре Интерфакса дал вчера и депутат Государственной Думы РФ Асламбек Аслаханов.
Асламбек Ахмедович опоздал на встречу всего-то на 22 минуты. Опоздание объяснил тем, что попал в пробку в центре столицы. После чего начал рассказывать о том, как именно проходит подготовка к выборам в Чеченской Республике:
- Обстановка очень сложная. Мы готовимся к предстоящим выборам, как всегда, в экстремальной ситуации. Нет условий для встречи с избирателями. Негде встречаться. Все последние 12 лет лично у меня сохраняется такая проблема: я не могу выступить на местном ТВ или радио, чтобы высказать свою точку зрения. Почему я решил баллотироваться на пост президента Чечни? Мне очень нелегко далось принятие решения пойти на выборы. Причин две. Первая - меня начали обвинять в трусости: мол, тебя запугали, комфортно живешь в Москве. Вторая - кое-кто в Чечне утверждает, что меня купили, но я честью не торговал... Я с большим уважением отношусь ко всем кандидатам на пост президента Чечни. Среди них много достойных людей, блестящих организаторов. Это и Абдула Бугаев, и Малик Сайдуллаев, молодой политик Хусейн Джабраилов, у которого в республике большой авторитет. Он каждый день набирал очки и вот принял решение сойти с дистанции.
По мнению Асламбека Аслаханова, Джабраилов принял такое решение самостоятельно, без давления извне. Во всяком случае, с господином Волошиным, как утверждает Асламбеков, Джабраилов не встречался. Не было у него контакта и с Хасбулатовым. Но у самого Аслаханова встреча с Хасбулатовым была. Планируется его встреча с Хусейном Джабраиловым. Эта встреча должна состояться сразу после пресс-конференции в Интерфаксе.
- Я буду с ним сегодня встречаться, хотя пути назад у него нет. Считаю, что у Джабраилова были очень высоки шансы стать президентом Чечни.
Аслаханов подчеркнул, что только три обстоятельства могут и его вынудить сойти с дистанции.
- Пуля в лоб, мне ее давно обещают. Или если меня вдруг снимут, поводы находятся легко. Или же если в республике не будут созданы условия для прохождения демократических выборов. В фарсе я участвовать не буду...