С 1 сентября в Красноярском краевом суде после перерыва возобновлены слушания по делу об авиакатастрофе, случившейся 28 апреля 2002 года и унесшей жизни губернатора Александра Лебедя и еще семерых чиновников краевой администрации и журналистов. На скамье подсудимых - пилоты Тахир Ахмеров и Алексей Курилович, управлявшие в тот день губернаторским вертолетом. Еще один член экипажа - Павел Евсеевский - до суда не дожил. Недавно он скончался.
Ахмеров и Курилович обвиняются по статье 263-й, часть 3-я УК РФ "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц". Государственное обвинение полагает, что экипаж разбившегося в Саянах вертолета Ми-8 был попросту не готов к полету. Кроме того, в речи государственного обвинителя Сергея Кемаева говорилось о том, что 14 пассажиров вертолета не были оформлены надлежащим образом, а общее их число превышало количество посадочных мест.
Однако главное, по сути, обвинение сводится к тому, что пилоты, получившие из райцентра Ермаковское нелетный метеопрогноз - снег с дождем и низкая облачность, тем не менее приняли решение продолжать полет. В результате чего в 74 километрах от Ермаковского вертолет зацепился за тросы грозозащиты опоры ЛЭП и рухнул на землю с высоты 37 метров. Гособвинение особо настаивает на факте неверных действий Тахира Ахмерова, в момент столкновения с ЛЭП управлявшего вертолетом. В частности, речь идет о том, что он, мол, слишком резко отклонил руль управления и увеличил мощность двигателя, что разбалансировало лопасти несущего винта, которые в итоге и обрубили хвост вертолета.
Что же касается позиции летчиков, то они подчеркивают свою полную невиновность. Командир вертолета Ахмеров заявил на заседании суда о том, что Ми-8 в состоянии перевозить и большее количество пассажиров, нежели в тот роковой день, и напомнил, что и он, и Курилович - пилоты опытные, летали в условиях любой местности. А что до погоды в день катастрофы в Саянах, то Ахмеров уверен, что вылет был вполне возможен, "с небом все было в порядке". И выразил надежду, что суд разберется в истинных причинах происшедшего. На это надеются и адвокаты подсудимых, которые намерены защищать пилотов "с точки зрения анализа уголовно-правовой оценки их действий". Защита, в частности, возлагает надежды на заключение международной авиационной комиссии.
А тем временем родственники погибших и пострадавшие в большинстве своем считают вину пилотов доказанной материалами следствия. По этой причине летчикам предъявлены иски почти на 100 миллионов рублей. Следует отметить, что от материальных претензий к обвиняемым отказались младший брат Александра Лебедя, председатель правительства Республики Хакасия Алексей Лебедь и вдова погибшего губернатора Инна Лебедь. Алексей Лебедь подчеркнул, что "мы - материально обеспеченные люди" и не намерены "обирать этих несчастных летчиков, которые и так ничего не получают... Они тоже пострадали, покалечились очень серьезно...". И добавил: "Что с ребят взять - они "рабы лампы Аладдина". Прикажут - летят. Это их работа".
Однако разобраться в причинах катастрофы с помощью суда Лебедь-младший все же рассчитывает твердо. И прежде всего, по его словам, для того, чтобы положить конец бесчисленным слухам и версиям по поводу "истинных" причин катастрофы. Например, достаточно много говорилось в Красноярске о том, что в момент столкновения с ЛЭП вертолетом управлял сам губернатор. Однако, как было заявлено после расшифровки ленты из "черного ящика", голос Александра Лебедя в кабине идентифицирован не был.
Еще одна версия причины катастрофы сводится к тому, что губернатор лично заставил пилотов продолжать полет в неблагоприятных метеоусловиях. Тем, кто знал крутой нрав Лебедя, подобное объяснение не представляется невероятным. Не подчиниться его, по сути, приказу - если приказ этот прозвучал - у экипажа шансов практически не было. В этом смысле весьма характерно высказался командир вертолета Тахир Ахмеров, комментируя недавнюю схожую с красноярской авиакатастрофу на Камчатке, где также погибли губернатор и те, кто сопровождал его. В перерыве судебного заседания летчик сказал местным журналистам, что история повторяется. И добавил: "Если губернатор говорит, что надо лететь, то спорить с ним трудно. Он в конце концов всегда может позвонить начальнику аэропорта, чтобы тот приказал пилотам выполнять поставленную задачу, даже если условия полета неблагоприятны". И вообще, подытожил обвиняемый, госкомиссия, расследующая причины авиакатастроф, всегда идет только по этому пути, так как экипаж, мол, крайнее звено в цепи и на него легче свалить вину...
Так что в Красноярске скорее всего отвечать по суду назначат "стрелочников". И покалеченным летчикам грозит от 4 до 10 лет лишения свободы. А вообще процесс этот судебный скорым быть не обещает. Еще только предстоит заслушать более сотни свидетелей. А на судебные заседания они то и дело не являются. Еще предстоит разобраться, кому конкретно принадлежал разбившийся Ми-8, какая именно авиакомпания - "Енисейский меридиан", "Черемшанка" или "Скол" - должна нести ответственность за организацию подготовки к роковому полету. От правильного ответа на эти вопросы во многом зависит судьба исков пострадавших и родственников погибших о материальной компенсации за причиненный моральный и физический ущерб.
В общем, суд предстоит долгий, но, хочется верить, правый. На это надеются все. И летчик Алексей Курилович, приходящий в зал заседаний на костылях. И тяжело пострадавшая в авиакатастрофе красноярская тележурналистка Эмма Мамутова, недавно родившая ребенка. И журналистка газеты "Красноярский рабочий" Елена Лопатина, которая весь этот год с лишним мужественно борется с последствиями серьезнейших травм. И вообще судебного решения ждут все красноярцы. Да и стране в целом, думается, небезынтересно узнать, каким он окажется - красноярский прецедент. Тем более что вертолеты в России продолжают падать.