Геннадий Трошев верит, что российское казачество возродится.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
- Геннадий Николаевич, в сентябре запланирована встреча атаманов с президентом России Владимиром Путиным. Какие проблемы входят в список вопросов?
- На встрече будут обсуждаться вопросы, от которых зависит дальнейшее становление казачества. В их числе проект Федерального закона "О государственной службе казачества в РФ". Еще в 1996 году донские казаки по соглашению с таможенниками и пограничниками несли в порядке эксперимента охрану государственной границы с Украиной, соседствующей с Ростовской областью. Результаты удивили всех: за три месяца количество изъятой контрабанды и задержанных нарушителей в несколько раз превысило обычные показатели. Однако от услуг казаков отказались, а в качестве предлога выбрали отсутствие федерального закона. Сейчас подобный эксперимент проводится Всевеликим войском Донским в Волгоградской области на границе с Казахстаном. Ситуация с границей напоминает мне, как несколько лет назад казаки добивались права охранять общественный порядок: поначалу все на это смотрели настороженно, а сейчас это - норма. И сегодня речь идет об увеличении дружин, которые особенно нужны на селе, где не хватает милиционеров. Но при этом казачество не будет подменять ни милиционеров, ни пограничников, а только помогать им. И не с оружием в руках, потому что это не силовые ведомства.
Также мы намерены поставить перед президентом и два других важных вопроса - разработка концепции государственной политики в отношении казачества и федеральной целевой программы содействия развитию казачьих обществ. Речь пойдет о системе экономических мер. Тогда казачеству ничего не придется выпрашивать у власти, мы будем сами зарабатывать. У нас зарегистрировано 10 войсковых и 15 окружных казачьих обществ, которые объединяют свыше 650 тысяч человек, более одной трети из них уже взяли обязательство по несению государственной и иной службы.
- Русских по-прежнему вытесняют с исконно казачьих земель в Чечне. Какова ваша позиция по этой проблеме?
- Миграционные процессы в Северо-Кавказском регионе за последнее время приобрели неуправляемый характер, особенно в Чечне. Исконные казачьи земли, на которых несколько веков проживали и трудились казаки, - Наурский, Шелковской и Надтеречные районы - заселены чеченцами.
Мы, казаки, во все времена находили взаимопонимание с горскими народами, к чему стремимся и сейчас, а нашу сегодняшнюю позицию не надо расценивать как проявление слабости. Казачество на Кавказе всегда было и остается фактором стабильности, надежным союзником Российского государства в борьбе с международным терроризмом, национальным и религиозным экстремизмом.
По существу, мы бросили своих братьев. Боевой клич о комплектации казачьих комендантских стрелковых рот в Шелковском и Наурском районе так и остался словами, поскольку роты укомплектованы лишь наполовину. А самопровозглашенный в Чечне атаман Григорий Погребной при правительстве продолжает создавать чеченские казачьи полки.
О геноциде в отношении русских мы говорили и на первом всемирном конгрессе казаков, который прошел не так давно в Новочеркасске. По данным атамана Терского казачества Павла Бондарева, с 90-х годов из Чечни выехало более 200 тысяч русских, тысячи погибли, десятки тысяч ограблены. И ни в одном постановлении правительства России, которые принимались за это время, не заложен механизм защиты русских.
И сегодня в Чечне продолжается отток русского населения с исконных казачьих земель.
Думаю, что после избрания президента Чечни эта проблема сдвинется с мертвой точки. И среди помощников главы республики будет также атаман, занимающийся и проблемами русскоязычного населения.
- Недавно в Новочеркасске прошел мировой конгресс казаков. Какие вопросы на нем обсуждались?
- На конгрессе в Новочеркасске были представители казачьих общин из США, Германии, Канады, Австралии. Больше всего они были обеспокоены разобщенностью в наших рядах. А также возвращением культурных и духовных ценностей, которые были вывезены в 1918-1922 годах с территории войска Донского. Говорилось и о создании духовно-просветительского центра, в котором могли бы принять участие руководители зарубежных казачьих общин.
- Возможно ли создание казаками своей партии?
- Мы не собираемся создавать такую партию. Казаки должны быть людьми государственными, а не дробиться по партиям и движениям. У нас сегодня другие задачи, и главная из них - объединить казачество России. Настало время для того, чтобы преодолеть раскол в казачьих рядах, хватит делиться на "реестровых" и "общественников". Ведь и у тех, и у других одна цель - служение отечеству, а споры и конфликты мешают достижению этой цели. Приказом президента РФ 11 войсковых атаманов имеют право носить погоны казачьего генерала. Но посмотрите, сколько атаманов себя считают генералами и увешивают грудь чужими наградами, сами себе присваивая звания. Я не собираюсь оказывать прессинг ни на тех, ни на других. Но считаю, что хватит делиться на "красных" и "белых". Должен быть один атаман, а где двоевластие, там бардак.
- Насколько верны слухи о том, что Трошев идет в политику, хочет избираться в Государственную Думу?
- Чего только мне не пророчили за последнее время. То якобы я хочу избираться губернатором Ростовской области, то будто бы мечу в президенты Чечни, а теперь, оказывается, и в Госдуму хочу податься. Однозначно говорил и буду говорить, что пока в политику не собираюсь. Конечно, будущее покажет. А сейчас я советник президента по вопросам казачества, и, признаться, дел у меня немало.
- Геннадий Николаевич, после отставки с поста командующего округом вам поступало немало предложений о работе. Но почему вы выбрали именно должность советника президента по вопросам казачества?
- Во-первых, я потомственный казак. К тому же прослужил в армии 37 лет. Ситуацию знал не понаслышке, много общался с казаками, знаю атаманов в лицо. А главное, этот пост мне предложил президент, и я постараюсь оправдать его доверие.
- Какие меры должна предпринять власть для поддержки казачества?
- Казачье движение в России находится в правовом тупике, ибо прежние постановления по его возрождению вошли в противоречие с нынешним федеральным законодательством и потому бездействуют. У казаков нет правового статуса. Дума готова быстро принять закон о казачестве, но лишь такой, который не потребует денег. Но финансы требуются для привлечения казаков к госслужбе по охране правопорядка, в экологические подразделения, для создания кадетских корпусов. Главная надежда станичников на лояльных губернаторов, которые работают с казачеством в одной упряжке. Где региональная власть симпатизирует атаманам, там уже действуют и муниципальные казачьи дружины, и природоохранные отряды, и учебные заведения, и даже целевые казачьи земельные фонды.
- Иногда казаки своим видом напоминают, извините, батьку Махно - не поймешь, что у них за форма...
- По приказу президента все казаки должны иметь единую военную форму. Но, к сожалению, не у всех есть возможность сшить ее. Ведь тут одной тысячей рублей не обойтись. Но это все временные трудности. Будет у казаков красивая форма. И в духовном, культурном плане они вырастут. Дайте только срок.
- Многих читателей потрясла своей откровенностью ваша книга "Моя война. Чеченский дневник окопного генерала"...
- Я написал о том, что сам видел, пережил. Я знаю эту войну изнутри. На днях выйдет в свет вторая моя книга "Чеченский рецидив". Это своего рода итог моей работы на посту командующего СКВО.