В конце июля ряд федеральных СМИ опубликовал сообщения о пресс-конференции председателя комитета Государственной Думы по безопасности Виктора Илюхина. На ней депутат сообщил о своей озабоченности тем, что в Татарии пытаются "одним махом прибрать к рукам экономику целой республики". На днях события приняли новый оборот. Теперь законность происходящего проверяется прокуратурой.
Дело в том, что кабинет министров Татарии принял решение о создании холдинга "Связьинвестнефтехим". По задумке правительства республики этот холдинг будет "привлекать средства для реализации приоритетных проектов в республике". В уставный фонд "Связьинвестнефтехима" будут внесены госпакеты крупных бюджетообразующих предприятий, таких, как "Татнефть", "Нижнекамскнефтехим", "Казаньоргсинтез", "Татэнерго", банка "Ак барс" и других ("Ведомости", 07.08.03).
По мнению экспертов, в республике нет таких грандиозных проектов, которые нуждались бы в не менее грандиозном финансировании. Но даже при наличии таких проектов у правительства РТ существует вариант, предусмотренный Законом "О государственном долге Республики Татарстан", где есть возможность зарезервировать искомую сумму под гарантии частных кредитов. В таком случае для чего создается "Связьинвестнефтехим"?
Виктор Илюхин настаивает на политической подоплеке решения правительства Татарии ("МК", 31.07.03): "Минтимер Шаймиев исчерпал все сроки пребывания у власти, и на следующих выборах президентом Татарии неизбежно станет другой человек" (не из шаймиевской династии). Поэтому "нынешняя команда высших республиканских чиновников занялась спешным строительством "запасных аэродромов" ("Комсомольская правда", 24.07.03).
По сути, залоговые аукционы, которые происходили в 1995-1996 годах и которые хотят повторить в Татарии, дали возможность многим банкирам в одночасье превратиться в крупнейших собственников. Ведь кредит правительству можно дать и небольшой, а вот в обмен, если то же правительство с тобой вовремя не расплатится, получить собственность стоимостью в миллиарды долларов. А "Связьинвестнефтехим" предоставляет возможность келейно, а заодно и дешево приватизировать самые прибыльные предприятия Татарии.
Возможно, неслучайным показалось многим в республике заявление премьер-министра Минниханова на годовом собрании акционеров "Татнефти" о том, что "качество бурения на скважинах "Татнефти" на порядок ниже, чем в некоторых малых нефтяных компаниях, что "Татнефть" не стимулирует повышения отдачи от скважин и что лишь 24 предприятия из более чем 80, входящих в "Татнефть", доходны, а остальные - балласт" ("Ведомости", 30.06.03). У многих сложилось ощущение, что премьер (а он одновременно и председатель совета "Татнефти", и председатель совета "Связьинвестнефтехима") не очень заинтересован в повышении курса акций компании.
По сведениям депутата Илюхина, и предприятия, и рабочие коллективы уже пострадали от решения правительства РТ. "После объявления о вхождении в холдинг, - рассказал он на пресс-конференции, - акции "Татнефти" упали в цене на 30%. Значит, 30% утратили и те акции, которые находятся на руках рабочих "Татнефти". А создателям холдинга это только на руку, потому что чем ниже цена акций, тем меньшего размера кредит можно дать, чтобы получить в залог госпакет акций. Для республиканских чиновников сейчас действует только один закон: "Чем хуже, тем лучше".
"У меня есть основания полагать, - заявил Виктор Илюхин, - что правительство Татарстана пытается организовать сомнительную приватизацию наиболее интересных объектов госсобственности республики". По его словам, они хотят одним махом приватизировать экономику целой республики. В.Илюхин считает, что проверкой действий правительства Татарии должны заняться и администрация президента, и Генпрокуратура, и ФСБ. А Счетная палата "обязательно должна отследить: если республиканский бюджет получит кредиты под залог госпакетов, то как он будет потрачен?" Если в 1995-1996 годах банкиры договорились с чиновниками, то в Татарии сегодня и договариваться не с кем - руководство республики в лице главы правительства приняло решение о создании холдинга и само же его возглавило.
Премьер-министр Татарии Рустам Минниханов, комментируя решение о создании холдинга, заявил, что "госпакеты будут работать в интересах республики". Местные журналисты тут же перевели речь премьера на обычный язык: "Связьинвестнефтехим" будет брать кредиты под выборы президента в 2006 году, и правящая команда за это время должна окончательно распределить между собой самые инвестиционно привлекательные куски собственности. Минниханов также добавил: "Мы согласовывали создание этого холдинга со всеми инстанциями, и ни у кого вопросов не возникло" ("Ведомости", 07.08.03). Отсюда можно сделать вывод, что полномочный представитель президента Сергей Кириенко не только знал, но и одобрил предстоящую приватизацию госпакетов.
Если же случится то, о чем говорил Виктор Илюхин, и будущим президентом Татарии станет человек не из шаймиевской династии, а госпакеты самых дорогостоящих и бюджетообразующих предприятий уйдут в частные руки, то будущему президенту Татарии нечем будет управлять в экономике республики.