Российским медикам все чаще приходится спасать людей, пострадавших от террористических актов.
Вчера утром службы МЧС закончили поисково-спасательные работы на месте террористического акта, совершенного смертником в Моздоке. Под обломками здания не найдено ни одного живого человека. По предварительным данным, в "КамАЗе", проехавшем на территорию моздокского госпиталя, находилось не менее тонны взрывчатки: кирпичное здание практически полностью разрушено. Как сообщил "НГ" заместитель начальника Южного регионального центра МЧС Николай Литюк, на месте трагедии работало более 1 тыс. спасателей и военных, было привлечено около 90 единиц техники.
Подведены печальные итоги трагедии: 50 погибших. Как стало известно корр. "НГ" из достоверного источника, тела погибших доставлены в Ростовскую 124-ю лабораторию на опознание. В различных больницах находятся 64 раненых, некоторые из них в тяжелом состоянии.
В Северо-Кавказский окружной военный госпиталь в ростове-на-Дону за последние два дня из Моздока поступил 41 пострадавший от теракта, 6 из них в тяжелом состоянии. По информации пресс-службы СКВО, госпиталь имеет все необходимые медикаменты, в том числе и кровь, которую добровольно сдали для раненых военнослужащие.
Сегодня в окружном военном госпитале приняты беспрецедентные меры безопасности. Всю ночь на КПП усиленный караул. У ворот положены тяжелые блоки. У проходной госпиталя уже с утра большая толпа родственников пострадавших с тяжелыми сумками и чемоданами.
Виктор Лунга приехал из Кишинева.
- Я с четырех утра здесь, - рассказывает он. - У меня здесь сын Василий, его привезли контуженного из Моздока. Добирался как только мог - и на машине, и на поезде. Очень спешил. А мне здесь говорят, ждите, мол, нечего было торопиться, надо было на вокзале сидеть.
Состояние сына Виктора медики считают нормальным. Солдату срочной службы Василию Лунге повезло. В тот момент, когда раздался взрыв, он зашел к знакомым в "столярку". Его прикрыло плитой, из-под которой, придя в сознание, Василий выкарабкался сам.
Сулиман Джахаев, прислонясь к дереву, держится, похоже, из последних сил. Этой ночью в Ростов доставили в тяжелом состоянии его сына Мурада. 26-летний сотрудник осетинской милиции Мурад Джахаев проходил лечение в моздокском госпитале после нескольких месяцев командировки в Чечне. Во время теракта его взрывной волной выбросило с третьего этажа, и он оказался надолго зажатым между тяжелыми плитами. Парень, по словам отца, в сознании, но без движения.
Семья Джахаевых живет в пригороде Моздока, и трагедия не только покалечила сына, но и унесла жизни многих знакомых и родных. Погиб и племянник - хирург госпиталя, который в это время вместе с двумя другими коллегами делал операцию.
- В этот вечер, - рассказывает Сулиман Джахаев, - племянник после дежурства должен был находиться дома. Но на местном аэродроме произошло "ЧП": срочник расстрелял своих сослуживцев. Раненых доставили в госпиталь, где хирурги немедленно приступили к операции.
- Думал ли кто, - говорит Сулиман, - что у кого-то поднимется рука на госпиталь┘ Ведь чего таить, за последние годы многие из чеченцев проходили здесь лечение, думаю, что в их числе были и вчерашние боевики.
Лунга, Джахаев и другие приезжие обеспокоены еще и тем, где и как им временно устроиться в Ростове. Если в течение трех дней они не будут зарегистрированы, их ждет штраф.
- Весной я приезжал к сыну в Моздок, - рассказывает Виктор, - так меня несколько раз "штрафовали", и каждый раз по полторы тысячи.
Виктор, не надеясь на чью-либо помощь, уже договорился о квартире, которую нашел рядом с госпиталем. Платить придется до 100 руб. за сутки, а всего эта незапланированная поездка ему, вчерашнему российскому офицеру, обойдется не менее чем в 10 тыс. руб.
Родственники раненых в недоумении, почему надо ждать положенных 11 часов, о чем им сказали на проходной.
- Самое страшное ждать, когда не знаешь, как они себя там чувствуют, - вступает в разговор мать Григория Могильникова, доставленного из Моздока первым рейсом. - Хотя бы кто из медиков вышел и сказал нам об этом.
Женщина, не скрывая слез, плачет. Ее сын, которому недавно в Моздоке сделали несложную операцию, сегодня в крайне тяжелом состоянии находится в реанимации.
В окружной госпиталь журналистам доступ закрыт. В телефонном разговоре с собравшимися у проходной журналистами и. о. начальника госпиталя Вениамин Настаев сказал, что у него нет для работников СМИ ни минуты - ни сегодня, ни завтра.
***
Раненные в результате теракта в Моздоке доставлены также в Москву и Санкт-Петербург.
По информации пресс-службы Минобороны, в медицинские учреждения Москвы поступили 9 человек с тяжелыми ранениями. Один из них - в Главный военный клинический госпиталь им. Бурденко, восемь - в Институт хирургии им. Вишневского.
В Петербург, в клинику полевой хирургии Военно-медицинской академии (ВМА), доставлены шестеро раненых офицеров-медиков. Как сообщили в академии собственному корреспонденту "НГ" Святославу Тимченко, все раненые - сотрудники ВМА, они уже два месяца находились в командировке на Северном Кавказе. Состояние трех из них оценивается как средне-тяжелое, а трое других, похоже, отделались легкими ранениями.
Ростов-на-Дону