Федеральная программа "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса России на период до 2006 года" предусматривает поэтапное создание в стране вертикально-интегрированных холдингов в авиадвигателестроении. До 2005 года из существующих 20 разработчиков двигателей и более 20 разработчиков и изготовителей систем и агрегатов должно появиться сначала четыре интегрированных структуры, а к 2007 году их предполагается слить в один-два крупных холдинга.
- Прошедшие два года с момента принятия федеральной программы показывают, что это время использовано крайне неэффективно, - считает руководитель рабочей группы Госсовета России по вопросам развития ОПК, губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын. - Реальных шагов по объединению предприятий пока не последовало. Вместо этого в отрасли проявляется нездоровая конкуренция, что усугубляет ситуацию: промедление с принятием решений может привести к тому, что отечественное авиадвигателестроение будет не способно конкурировать с западными производителями.
Нерасторопность в решении этого вопроса может привести к тяжелым последствиям - мощности предприятий будут недозагружены, бюджетные ресурсы распыляться, нерационально будут дублироваться технологии и производства. Как результат - отсутствие технологического задела по перспективному базовому газогенератору и невозможность создания разобщенными разработчиками в короткие сроки типоразмерного ряда для самолетов различного целевого назначения.
Положительный пример в отечественном авиадвигателестроении демонстрирует только НПО "Сатурн". Компания первой в отрасли провела реструктуризацию, объединив научно-технический и производственный потенциал Рыбинского конструкторского бюро моторостроения, "Рыбинских моторов", Волжского машиностроительного завода и ведущего КБ авиадвигателестроения им. А.Люльки. В результате была образована мощная двигателестроительная корпорация, способная комплексно решать задачи по обеспечению жизненного цикла газотурбинных двигателей. Решением правительства России предприятие определено головным разработчиком и производителем двигателя пятого поколения для перспективного семейства истребителей.
- Эта компания, созданная в результате слияния "Рыбинских моторов" и КБ "Люлька-Сатурн", - одна из ведущих в стране, поскольку она первой в своей отрасли встала на путь консолидации, - заявил премьер-министр России Михаил Касьянов в ходе своего недавнего посещения предприятия. - Объединение активов позволило НПО "Сатурн" серьезно повысить степень эффективности своей работы, что уже сейчас дает позитивные результаты.
Ярославский губернатор Анатолий Лисицын внес в правительство России предложение пересмотреть сроки реализации федеральной программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса России на период до 2006 года". Он считает, что не стоит ждать, создавая в отрасли сначала к 2005 году четыре интегрированных холдинга, а потом к 2007-му один-два. Необходимо сразу поставить цель образовать на базе имеющихся предприятий одну-две крупные и сильные двигателестроительные корпорации. Одна из них вполне может создаваться на базе НПО "Сатурн". Ярославский губернатор, не найдя в планах компании такой долгосрочной цели, убедил ее руководство разработать для него стратегический план создания в России мощного авиадвигателестроительного холдинга.
Такой решительный шаг позволит выиграть время: в России сможет появиться полноценный конкурент иностранным авиадвигателестроительным концернам, который сможет поддержать весь жизненный цикл двигателей, осуществить разработку и производство силовых установок для всех основных классов авиатехники военного и гражданского назначения, сохранить за Россией традиционные рынки авиационной военной техники.
Встречи губернатора Ярославской области Анатолия Лисицына с президентом России Владимиром Путиным и вице-премьером по вопросам ОПК Борисом Алешиным показали: руководство страны поддерживает решительные шаги по ускорению реформирования отечественного авиадвигателестроения.
- На встрече с Борисом Алешиным я встретил полное понимание возникающей проблемы с затягиванием реорганизации этой отрасли ОПК. Вице-премьер еще до нашего разговора заявлял, что мы опаздываем и сегодня надо, минуя первый этап, сразу переходить ко второму - вместо четырех холдингов создавать одну-две крупные авиадвигателестроительные корпорации. На встрече с президентом России я обрисовал ему складывающуюся ситуацию. Владимир Путин заявил, что процесс реформирования отрасли надо завершать как можно быстрее, и дал распоряжение премьер-министру изучить этот вопрос для принятия окончательного решения, - сказал Анатолий Лисицын корреспонденту "НГ".
Ярославль