В начале сентября сразу в нескольких регионах: Новгородской, Свердловской и Омской областях - пройдут выборы губернатора, интересные тем, что их можно считать модельными для открывающегося избирательного цикла.
В надвигающихся региональных избирательных кампаниях, на которых население субъектов Федерации определит, кто будет управлять им следующие 4 года, федеральный Центр и сам стоит перед решающим выбором. Теоретически в каждом случае ему приходится рассматривать два варианта. Один предполагает, что в регионе сохранится сложившаяся административная и хозяйственная система - иными словами, действующий губернатор будет избран на новый срок. Другой вариант ориентирует на поиск новой фигуры и заставляет размышлять о последствиях будущих перестановок.
Опять-таки теоретически для построения полностью управляемой вертикали Кремлю иногда выгоднее привести к власти в регионах новые силы, которые и станут проводником его реформистской воли. Однако на практике наиболее реальными альтернативными кандидатами выступают либо ставленники левых сил, с которыми Кремлю будет работать не намного легче, либо фигуры, в дееспособности которых у него есть основания сомневаться. К тому же опыт замены старых губернаторов новыми до сих пор едва ли можно назвать позитивным, за исключением, пожалуй, Якутии - но там следует говорить скорее о преемственности власти, чем о ее смене.
Вот почему Кремль все более явно предпочитает налаживать диалог с действующими губернаторами-старожилами, плотно контролирующими свои регионы, нежели копать под них, рискуя попутно обвалить региональную ситуацию. В рамках этого сдвига акцентов следует рассматривать и позицию центральной власти на омских губернаторских выборах. Выбирать приходится между "крепким" губернатором Леонидом Полежаевым и одним из кандидатов, которых выдвинет КПРФ, - так что предвыборный расклад помещается в описанную выше модель.
Полежаев был назначен руководить областью в 1991 году, а потом дважды избирался - в 1995 и 1999 годах с результатом 59,4% и 57%. Но по действующему законодательству новый срок будет для него не третьим, а первым. В преддверии сентябрьских выборов Центр принялся зондировать ситуацию, организуя визиты видных федеральных чиновников в регион. С начала года Омскую область посетили вице-премьер Виктор Христенко, директор ФСБ Николай Патрушев, полпред в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский. К середине весны зондаж перерос в показательные акции поддержки: уровень апрельских, майских и июньских мероприятий выделял Полежаева как одну из наиболее заметных фигур в российском губернаторском корпусе.
15 апреля в Омске состоялся Форум приграничных регионов России и Казахстана, на который приехали президенты Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев и в котором участвовали губернаторы приграничных регионов обеих стран и высокопоставленные госчиновники. Там же в конце мая провел межведомственное совещание по вопросам военно-технической и научно-технической безопасности секретарь Совета безопасности РФ Владимир Рушайло, привезя с собой из Москвы представительную делегацию. В 2003 году омичам удалось добиться повышения статуса регулярной выставки вооружений "ВТТВ-Омск-2003", прошедшей в начале июня, до уровня международного государственного мероприятия. Сложившееся мнение федеральных властей выразил посетивший выставку спикер Думы Геннадий Селезнев: "Сегодня в вашей области настроены более патриотично и демонстрируют более государственный подход к решению проблем оборонного комплекса, чем иные государственные мужи в столице".
Главе региона приходится действовать в условиях сложившейся среды, состоящей из многолетних связей, пересекающихся интересов, навыков разрешения конфликтов. Позиции губернаторов, именуемых "тяжеловесами", прочны именно потому, что, укорененные в этой почве, они смогли не просто замкнуть на себя решение основных вопросов, но и решают их в интересах ведущих сил региона. Тем самым внутренняя ситуация в субъекте Федерации оказывается устойчивой, а значит, его руководитель может быть опорой центральной власти в момент, когда она критически заинтересована в стабильности. Сейчас, в связи с близкими федеральными выборами, такой момент настал. Позитивная оценка Центром положения в Омской области означает, что в ходе избирательной кампании, когда вся власть оказывается под критическим прицелом, Полежаев, по мнению Москвы, способен удержать ситуацию в руках.
Разумеется, Полежаеву нужна и важна поддержка Кремля на скорых губернаторских выборах, но верно и обратное. Именно поэтому позиции губернаторов-тяжеловесов, столпов своих регионов - даже таких, как Россель, Прусак или Шаймиев, - сейчас практически непоколебимы. Тем более это относится к осторожному Полежаеву. Одной из скреп политического союза федеральной и региональных властей служат центристские партии. 4 июля в Омске состоялась Межпартийная блокообразующая конференция отделений "Единства", Народной партии и Российской объединенной промышленной партии, которые солидарно поддержали выдвижение кандидатом в губернаторы Омской области Леонида Полежаева. Этот шаг выглядит последовательно, так как губернатор был одним из основателей движения "Вся Россия", ставшего затем составляющей партии "Единая Россия".
Тем не менее борьба за победу на выборах не будет для Полежаева совсем простой: одним из следствий "укоренения" во власти сильного губернатора и несменяемости элит является падение интереса населения к выборам. Это подтвердили повторные выборы депутата Госдумы по 130-му одномандатному округу Омска, прошедшие в сентябре прошлого года и признанные несостоявшимся из-за явки всего в 11,5%. Если это можно было объяснить тем, что депутату все равно оставалось работать немного, то низкая (28,7%) явка избирателей на выборы мэра Омска в марте 2001 года служит и для областных властей беспокоящим симптомом. С одной стороны, им нужно подогреть интерес избирателей к выборам, с другой - не раскачать ситуацию в области. Впрочем, опыт показывает, что это вопрос решаемый.