- Виктор Борисович, благодаря строительству нефтепроводов наши экспортные возможности растут очень быстро. Но сможет ли Европа все время покупать нашу нефть в таком количестве?
- Российские нефтяные компании уже на протяжении многих лет работают на европейском рынке. Но вообще, то, что делает сегодня Россия в рамках своей энергетической стратегии, сводится к простой вещи: надо сохранять надежных партнеров, но обеспечить при этом диверсификацию, то есть разнообразить возможности выхода на новые рынки. Именно поэтому в энергетической стратегии, кроме традиционных западного и северо-западного направлений, зафиксированы и восточное и северное направления. Все это вкупе с существующими у нас возможностями на юге гарантирует защиту от любых рисков, связанных с теми или иными ситуациями на различных рынках.
- Решены ли вопросы финансирования следующих очередей БТС?
- Строительство ТС по тому плану, который уже утвержден и принят до весны следующего года, на сегодняшний день полностью обеспечено финансовыми ресурсами. БТС выйдет на общую мощность 42 млн. тонн. До сегодняшнего дня мы имели пропускную способность БТС, равную 12 млн. тонн нефти в год, только что мы добавили 6 млн. тонн, к концу года добавится еще 12, и еще 12 - весной 2004 года. 42 млн. тонн пропускной способности БТС означает и строительство нефтеперекачивающих станций, и строительство линейной части, и эта схема финансирования проработана. Российский финансовый рынок достаточно емкий и дает возможность привлекать средства, причем не короткие, а длинные. И именно такая стратегия была принята компанией "Транснефть", и она одобрена правительством.
- Будет ли правительство в ближайшие месяцы рассматривать вопросы развития нефтепроводной системы?
- Правительство этим занимается постоянно. Надо сказать, что мне посчастливилось, кроме всего прочего, возглавлять и совет директоров "Транснефти", и мы работаем, в общем-то, в непрерывном режиме, не останавливаясь ни на секунду. Вопросы развития нефтепроводов находятся в актуальной повестке дня.