Виктор Христенко готов вывозить нефть по всем направлениям.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
В пятницу в деревне Палкино Ярославской области в торжественной обстановке открывали новую очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС). На церемонии присутствовали вице-премьер Виктор Христенко, глава компании "Транснефть" Семен Вайншток, председатель Федеральной энергетической комиссии Георгий Кутовой, губернаторы, чиновники и представители нефтяных компаний.
БТС начала работать в конце 2001 года. Система соединила российские нефтепроводы с портом Приморск в Ленинградской области. После запуска новой очереди ее пропускная способность увеличилась в 1,5 раза. А подписанное в марте этого года распоряжение правительства ставит задачу увеличить пропускную способность системы с 12 до 50 млн. тонн.
Экспортная инфраструктура российского ТЭКа растет быстрыми темпами. Благодаря реконструкции своих сетей "Транснефть" смогла только за первое полугодие принять на 20 млн. тонн больше, а по итогам года ее пропускная способность, видимо, увеличится примерно на 40 млн. тонн. Тем не менее удовлетворить потребности нефтяников в экспортных мощностях пока не удается. В 2002 году Россия добыла 375 млн. тонн черного золота, а в нынешнем году ожидается более 400 млн. тонн. Как заявил на открытии новой очереди БТС Виктор Христенко, Россия должна выйти на уровень добычи в 450 млн. тонн в год и на этом "плато" продержаться не одно десятилетие.
Сейчас в "Транснефти" идет проработка строительства новых нефтепроводов - на Мурманск, в Китай. Идут разговоры о нефтепроводе в Европу по дну Балтийского моря. Хорватия на прошлой неделе прислала в "Транснефть" проект договора, подписание которого позволит транспортировать российскую нефть в обход Босфора через хорватский порт Омишаль. Сейчас этот договор находится на рассмотрении в российских нефтяных компаниях.
Впрочем, потребление топлива в Европе увеличивается сравнительно скромными темпами. Корреспондент "НГ" спросил заместителя председателя правления компании ЮКОС Александра Темирко, успеет ли европейский спрос за нашим предложением. По словам нефтяника, "проблем здесь нет. У нас в стране по "Транснефти" на сегодняшний момент в Европу поставляется порядка 175 млн. тонн нефти ежегодно. А еще 180 млн. тонн перерабатывается внутри страны, и из них порядка 40 млн. тонн отправляется по железной дороге. Потом достаточно большое количество идет по реке, через порт Кавказ. Если бы была труба, то эти 40 млн. тонн мы бы тоже отправили по трубе. Ведь это один и тот же рынок!"
Из слов зампреда правления ЮКОСа следовало, что строительство трубопроводов могло бы уменьшить долю перерабатывающей промышленности в нашем ТЭКе, поскольку экспорт нефтепродуктов в цистернах приносит меньше прибыли, чем сырой нефти - по трубе. "Потребление в стране нефтепродуктов - 96 млн. тонн - уже долгое время стабильно. Остальные нефтепродукты - порядка 120 млн. тонн - идут на экспорт по железной дороге. Мы можем уменьшить переработку нефтепродуктов, они же менее выгодны", - добавил Александр Темирко.