С предложением присвоить главе администрации Приморского края Сергею Дарькину и первому вице-губернатору Александру Костенко звание "Заслуженный экономист России" выступило Законодательное собрание края. Явление для когда-то насквозь пропитанного политикой Приморья из разряда "очевидное - невероятное". Видимо, что-то действительно изменилось в этом регионе, последние лет десять как будто заклейменном неким проклятием.
Депутаты объяснили свое решение тем, что губернатор и его новая команда сумели погасить долги по зарплате, более чем наполовину обеспечить наполнение бюджета за счет собственных средств, за рост валового регионального продукта┘ И, конечно, самое главное, за две зимы, пройденные без катаклизмов. Депутатское предложение вызывает неоднозначные ощущения. Если у нас губернаторов будут награждать званиями "заслуженных" за то, что население зимой не замерзло, то, вероятно, за то, чтобы летом была горячая вода, надо будет награждать орденами. А за то, чтобы в течение года не отключались тепло, газ и свет, немедленно номинировать на Нобелевскую премию. Согласитесь, нелепо поощрять за то, что чиновники должны делать в силу своих должностных обязанностей, за создание и поддержание нормальных условий жизни людей.
С другой стороны, о таком понятии, как "нормальная жизнь", в Приморье лет пять назад стали постепенно забывать. Тогдашний губернатор Евгений Наздратенко, которому впору было присваивать звание "Заслуженный политбоец России", все время с кем-то воевал - и с внутренними врагами, и с внешними: с мэром Владивостока Черепковым, руководством пограничного округа, китайской экспансией┘ А уж о его войне с Анатолием Чубайсом можно просто легенды слагать. Естественно, когда идет война, работать некогда. Некогда цветущий край все глубже погружался в пучину экономического и социального кризиса. Зимой 2000-2001 гг. ситуация достигла пика, или, вернее сказать, дна. Названия замерзающих городов и поселков Кавалерово, Партизанск, Арсеньев западали в память не хуже Грозного, Аргуна и Гудермеса. Приморье пришлось спасать тогда всей страной. Уж не знаем, было ли внесено в Книгу Гиннесса достижение МЧС, перевозившего за 10 тыс. км самолетами батареи парового отопления, но то, что такая акция останется в истории, - это факт. Поэтому у Приморья и остальной России были очень разные точки отсчета. Как говорится, у кого суп жидкий, у кого жемчуг мелкий.
Когда губернатором был избран Сергей Дарькин, первым делом его спросили о надвигающейся зиме. "Придется зиму отменить", - отшутился тогда новый губернатор. Местные аналитики в один голос пели ему и новой молодой команде похоронный марш. Однако прошла одна зима, потом вторая, а катаклизмов все не было. Когда опять-таки Дарькина спросили, почему так, он ответил: "Мы бросили на подготовку к отопительному сезону все силы. Подчеркиваю, ВСЕ!". Это означало, что в руководстве края окончательно возобладала тенденция перехода от политики к экономике. И, соответственно, от войн к компромиссам. Естественно, это вскоре и дало вышеперечисленные результаты.
Если по глубине кризиса Приморье все-таки стоит особняком, то новый "экономический" стиль руководства - уже тенденция. Так уж получилось, что до последнего времени у нас правили две генерации региональных руководителей. Одна была представлена бывшими партийными работниками. Они, хотя и перекрасились из красных в трехцветные, но менталитет, воспитанный десятилетиями, изменить не могли. Поэтому и руководить продолжали по-партийному, указами и директивами, игнорируя законы рыночной экономики. Некоторые держатся до сих пор.
Им на смену пришли популисты разной окраски, которые руководить вообще никак не умели, поскольку не имели опыта руководства даже бригадой грузчиков. Но зато хорошо умели создавать собственный пиар. Теперь в проблемных регионах мы наблюдаем приход к власти подчеркнуто аполитичных и деидеологизированных представителей бизнеса - управленцев-рыночников. Абрамович, Хлопонин, Дарькин - список можно продолжить. Их плюс в том, что они уже поварились в котле рынка, получили необходимый опыт, закалку. Они-то лучше многих понимают, что народ политикой сыт не будет, а поэтому "танцуют" исключительно от экономики, стараясь при этом учитывать сложившийся баланс сил и интересов. В результате мы в последние годы не слышим об "алюминиевых войнах" в Красноярском крае, срывах северного завоза на Чукотке, а также катастрофических зимах в Приморье. Тенденция, однако┘ А возможно, просто то, что и требовалось доказать.