- Что, кроме самой войны, больше всего тревожит солдатских матерей?
- Абсолютная беззащитность солдат перед армейским беспределом. К нам десятками идут солдаты, покинувшие части из-за неуставных отношений, и мы в тесном взаимодействии с военной прокуратурой решаем эти проблемы в рамках закона. К нам обращались150 военнослужащих Майкопской бригады, которые не могли своевременно уволиться в запас. Пришлось срочно выезжать на место, подключать военную прокурору Майкопского гарнизона. В течение десяти дней всех солдат уволили в запас. Много сигналов в комитет поступает от солдат, проходивших "учебку" во внутренних войсках Ставрополя.
Только по делам о неуставных отношениях за последнее время наш комитет выиграл в суде 14 процессов. Теперь нам будет значительно легче бороться с беспорядком в армии, так как недавно Фонд гражданских свобод, основанный Борисом Березовским, совместно с нашим комитетом начал программу юридической помощи военнослужащим срочной службы на территории Северного Кавказа. Солдаты и их родители получили возможность выбрать адвоката, услуги которого будут оплачены фондом. Помощь адвокатов, оплачиваемых из независимого фонда, будет более эффективна, чем их государственных коллег.
Немаловажная проблема - отсутствие в Сочи реабилитационного центра для солдат, служивших в горячих точках. Чтобы вернуть их к нормальной жизни, необходимо лечение. Согласитесь, они заслужили хоть раз в году побывать на море. Как, кстати, и матери, потерявшие своих сыновей. Ведь им тоже нужна забота.
Шесть лет назад нам удалось добиться от сочинской городской администрации разрешения на аренду под реабилитационный центр одного из заброшенных зданий, расположенных на берегу моря. Но как только на спонсорские средства был проведен косметический ремонт, на здание появилось немало претендентов, в их числе был и Кубанский казачий хор. Сегодня, с приходом нового мэра, вопрос вроде бы решен. Надеюсь, что в Сочи будет все же свой реабилитационный центр.
Хотелось бы, чтобы нашелся спонсор, который бы купил обыкновенный "уазик". Тогда у нас будет возможность быстро реагировать на все сигналы солдат. Мы сможем объезжать весь Северо-Кавказский военный округ, спрашивать с командиров.
- Вы часто бываете в Чечне с гуманитарным грузом, рискуя на каждом повороте попасть под пули, нарваться на мину. Не слишком ли тяжел крест солдатской заступницы?
- А иначе нельзя. Помню свою первую поездку с гуманитарным грузом в Чечню 21 февраля 1995-го, то недоумение, с которым нас встретили командиры на только что отремонтированной после бомбежек взлетной полосе аэродрома "Северный". Представляете: везде слышны выстрелы, а тут из самолета выходят женщины и объявляют, что привезли подарки для солдат. Тогда нам пришлось все сдать на склад, и уверенности, что подарки дошли до солдат, не было. Поэтому, начиная со второй поездки, мы решили отдавать все подарки в руки солдатам. Вручаем их прямо на боевом посту: у пушки, в окопе, на броне танка. Уверена, что даже небольшая посылочка, собранная теми же школьниками, дает солдату веру, что его помнят и ждут.
Сейчас среди местных жителей в Чечне у нас появилось немало добровольных помощников. Только в прошлом году сочинский Комитет солдатских матерей шесть раз возил подарки для солдат в Чечню. Наборы продуктов и предметов первой необходимости вручались солдатам, несущим службу на продуваемых ветрами горных плато Дагестана, в Аргунском ущелье, на Терском перевале, в разрушенном Грозном.
Во время этих поездок была проведена акция "Дети Сочи - детям Чечни". С огромной радостью получали подарки от сочинцев дети интерната в селе Знаменское, семьи прихожан Русской Православной Церкви в Грозном.
Сочи