В регионах идет формирование избирательных комиссий в соответствии с новым законом об основных гарантиях избирательных прав. Большинство нынешних председателей региональных избиркомов, предлагаемых ЦИК в новый состав комиссий, останутся на своих постах. Это значит, что губернаторы сохранят для себя один из важнейших административных ресурсов - избирательные комиссии.
"Единой России" одного желания взять под свой контроль избирательные комиссии оказалось недостаточно. Ведомство Александра Вешнякова устояло перед давлением высшего руководства партии, намеревавшегося поставить во главе комиссий своих людей. В некоторых регионах партии власти все же удалось это сделать. И в этом заслуга в первую очередь губернаторов.
Председатель облизбиркома Калининградской области Василий Зюбанов, рекомендованный ЦИК на пост председателя, ранее не состоял ни в одной из партий. Однако чтобы сохранить свой пост, он был вынужден согласиться быть выдвинутым от фракции "Отечество". Источники "НГ" полагают, что без одобрительного знака (или настоятельной просьбы) со стороны калининградского губернатора это вряд ли было бы возможно. Красноярскую избирательную комиссию возглавил выходец из "Норникеля" и член "Единой России" Константин Бочаров. Новым председателем Ярославского облизбиркома, рекомендованным ЦИК, станет депутат Госдумы и член фракции "Единство" Галина Степенко. Ее кандидатуру уже поддержали ЦИК и губернатор Анатолий Лисицын. По мнению местных наблюдателей, с учетом еще двух представителей партии власти, которые войдут в состав облизбиркома, и других лояльных губернатору членов комиссии "Единая Россия" может получить контроль над этим важным органом.
И все же большинство кандидатур, предлагаемых и уже назначенных председателями региональных избиркомов, не связаны ни с одной из партий. Ведомство Вешнякова, получившее в свои руки право на выдвижение двух кандидатур в состав региональных избиркомов, стремится показать свою независимость от партий. В выстраивании своей вертикали ЦИК вынуждена искать компромисс и с большинством губернаторов. К тому же и сами губернаторы, частично содержащие за счет бюджетных средств региональные структуры ЦИК, вряд ли откажутся от контроля над таким незаменимым во время выборных кампаний "силовым" ведомством, как избиркомы.
Опыт прошедших избирательных кампаний на местах наглядно продемонстрировал влияние комиссий на избирательный процесс. Так, например, избирательная комиссия Самарской области, возглавляемая политическим соратником Константина Титова Федором Садчиковым, организовала снятие за день до голосования кандидата в депутаты Госдумы генерал-полковника Альберта Макашова. Впоследствии он выиграл все суды против избиркома, но это ничего не изменило. Избирательной комиссии удавалось дважды не допустить в депутаты Самарской губернской Думы сопредседателя областной организации НПСР Наталью Боброву. И теперь член областного координационного совета "Единой России" Федор Садчиков считается наиболее реальным претендентом на должность председателя облизбиркома Самарской области.
Избирательная комиссия Тульской области помогла выиграть выборы губернатору Василию Стародубцеву в 2001 году. В начале кампании, когда избирательный штаб Стародубцева совершил серьезнейшее правонарушение, связанное с организацией сбора подписей, областная избирательная комиссия так и не решилась принимать крайние меры к кандидату и оставила Василия Стародубцева в списках. Во втором туре, после того как другие претенденты отказались от участия в выборах и Стародубцев остался единственным и безальтернативным (что автоматически делало выборы невозможным), облизбирком административным решением включил в список для голосования кандидата Виктора Соколовского, хотя тот незадолго до голосования снял свою кандидатуру. Конституционный суд фактически признал это нарушением Основного закона, но добиться отмены результатов выборов обиженному кандидату так и не удалось.
Председателем избирательной комиссии Свердловской области по рекомендации ЦИК скорее всего останется Владимир Мостовщиков, являющийся сторонником губернатора Эдуарда Росселя. Он возглавляет областную избирательную комиссию с 1995 года, местные наблюдатели считают его сторонником административных методов.
Впрочем, в некоторых регионах ЦИК, по-видимому, будет настаивать на своей позиции, несмотря на сопротивление губернаторов. Так, на пост председателя избирательной комиссии Пермской области ЦИК уже рекомендовала Анатолия Лебедева, возглавляющего облизбирком без малого десять лет. У него сложились непростые отношения с губернатором, поскольку Анатолий Лебедев считался сторонником прежнего руководителя области Геннадия Игумнова. Тем не менее Александр Вешняков его поддержал и даже назвал пермский облизбирком под руководством Лебедева одним из лучших в России.
Если в региональных избирательных комиссиях ЦИК еще имеет возможность сформировать свою властную вертикаль, хотя бы с помощью выдвижения двух кандидатур в их состав, то с территориальными комиссиями дело обстоит сложнее. Здесь они фактически подконтрольны местным и региональным властям.
В Республике Татарстан территориальные избирательные комиссии формировались исключительно под контролем официальных властей. В результате, например, любимое детище местной бюрократии общественно-политическое движение "Татарстан - новый век" получило 32 места, а СПС всего лишь 12. "Единороссы" вообще сумели провести в состав территориальных комиссий 144 партийцев. По мнению одного из лидеров СПС в Татарсте Дамира Галяутдинова, "отсутствие четко прописанной процедуры отбора в состав избирательных комиссий представителей общественных объединений поставило их в полную зависимость от региональной исполнительной власти".
Процесс формирования избирательных комиссий продолжается, но уже сегодня ясно, что ЦИК вряд ли решиться серьезно обострять отношения с губернаторами даже ради установления своей "вертикали" в регионах.