В Свердловской области продолжается парламентский кризис, начало которому положила отставка спикера областной Думы Николая Воронина. В конце мая депутаты не только не смогли избрать нового председателя нижней палаты из-за отсутствия кворума, но и внести поправки в Устав области, что едва не привело к роспуску Законодательного собрания.
Отставке Николая Воронина предшествовал длительный кризис облдумы, порожденный нежеланием оппозиционных губернатору Эдуарду Росселю фракций "Единая Россия" и "Май" принимать Избирательный кодекс области. После вмешательства Федерации кодекс был принят, но это не помогло преодолеть кризис, поскольку в качестве компенсации оппозиция уволила своего спикера. Господин Воронин был шокирован, слег в больницу с сердечным кризом, но потом резко выздоровел, подал в суд иск о восстановлении на работе и неожиданно для многих занял свой прежний кабинет. Депутаты, планировавшие избрать нового председателя где-то в июне, пересмотрели прежнее решение и назначили выборы на 22 мая.
На заседании Думы экс-спикер пытался убедить коллег в том, что он прекрасно справлялся с обязанностями, претензий к нему быть не может, а потому попросил отложить этот вопрос, поскольку на 2 июня было назначено рассмотрение его иска в суде. Оппозиция к нему не прислушалась, и тогда депутаты, поддерживающие губернатора, покинули зал заседаний.
На этом, однако, интриги не закончились. В свое время Дума приняла закон о правительстве, которым попыталась ограничить полномочия губернатора по назначению министров, на что указал Верховный суд. Кроме того, депутаты нижней палаты (Законодательное собрание Свердловской области состоит из двух палат: палаты представителей и областной Думы) попытались принять участие в назначении даты выборов губернатора, что раньше всегда делала верхняя палата парламента. Последняя восстала и завернула в отместку закон о правительстве.
На согласительной комиссии депутаты провели рокировку: думцы отказались назначать дату выборов губернатора, а "сенаторы" не стали претендовать на согласование ряда ключевых фигур правительства. Выполняя договоренность, Дума и должна была устранить противоречия между Уставом и законодательством. Однако депутаты так и не смогли утвердить пакетное соглашение, а по отдельности законы заваливали сначала "люди Росселя" (по правительству), а потом и "единороссы", отказавшиеся формировать избирком.
В итоге интрига вокруг губернаторских выборов чрезвычайно усложнилась. Не принимая поправки в Устав, Дума сильно рисковала: за невыполнение решения суда ее могли распустить. Это не подходило оппозиции, которая хотела бы через парламент существенно влиять на межбюджетные отношения. Но роспуск парламента не нужен был и губернатору: дата выборов не назначена, избирком не сформирован, противоречия в законодательстве остались. Поэтому в последний момент депутаты все же разобрались с избирательной комиссией.
Но ситуация не прояснилась и в июне: суд отказался восстановить Николая Воронина в должности, а депутаты на очередном заседании Думы не стали рассматривать "кусачие" законопроекты: о переносе выборов губернатора области на декабрь, на чем настаивают "майцы" и "единороссы", о внесении поправок в Устав, изменяющих структуру правительства, и т.д.
По мнению председателя комитета по законодательству облдумы Александра Долинина, дата выборов губернатора будет скорее всего определена 10 июня верхней палатой парламента: большинство депутатов, утверждает он, склоняются к проведению выборов в сентябре. Разрешится вскоре и вопрос по спикеру: его выборы состоятся на внеочередном заседании Думы.
Таким образом, оппозиция и прогубернаторские силы не могут договориться лишь по составу правительства. Депутаты в кулуарах поговаривают, что, возможно, воду мутит кто-то из окружения губернатора, поскольку опасаться думского влияния на назначение ключевых фигур кабинета могут лишь члены правительства. О разногласиях в стане Росселя косвенно свидетельствует и то, что его команда не смогла выставить единого кандидата на предстоящих в декабре выборах мэра Екатеринбурга.
Екатеринбург