В течение одной недели на Западном Урале друг за другом побывали сразу двое видных представителей московского руководства "Союза правых сил": вице-спикер Государственной Думы Ирина Хакамада и заместитель председателя думского комитета по обороне генерал Эдуард Воробьев.
Столь пристальное внимание лидеров российских либералов к Пермской области объяснимо: регион считается одним из оплотов СПС. На прошлых выборах в Госдуму при голосовании по партийным спискам СПС занял в Перми первое место с 15% голосов. Согласно данным последнего опроса, проведенного социологическим агентством "УралИНСО", 10,4% опрошенных пермяков собираются голосовать за СПС. "Единая Россия" занимает второе место (10,2%), "ЯБЛОКО" - третье (7%).
Главной целью визита в Пермь Ирины Хакамады стало проведение в областном Законодательном собрании встречи, посвященной проблемам малого предпринимательства. В ней приняли участие представители обладминистрации, бизнес-элиты, а также сами "малые бизнесмены". Кроме того, Ирина Хакамада обсудила вопросы развития малого предпринимательства с губернатором Пермской области Юрием Трутневым. Как заявил Трутнев, в нынешнем году в Пермской области состоится Всероссийская венчурная ярмарка, и будет создан областной венчурный фонд. Это даст возможность малым предприятиям привлекать средства для развития наукоемких технологий. Хакамада рекомендовала предприятиям, заявившимся на ярмарку, воспользоваться услугами профессиональных управленцев-экономистов. Вице-спикер Госдумы сообщила также о намерении СПС добиваться совершенствования действующего федерального законодательства, регулирующего сферу малого предпринимательства.
В стенах Пермского государственного университета Ирина Хакамада объявила о начале реализации на Западном Урале программы фракции СПС "Стипендии участникам чеченской войны". Проект направлен на содействие социальной адаптации военнослужащих, принимавшим участие в контртеррористических операциях на Северном Кавказе. На встрече со студентами университета были вручены первые сертификаты на получение этих стипендий.
Ирина Хакамада поддержала объединение Пермской области с Коми-Пермяцким автономным округом. По ее мнению, в России успешно действовали 12 экономических ассоциаций, на основе которых можно было бы создать 12 субъектов РФ, при этом значительно усилив функции местного самоуправления.
А Эдуард Воробьев принял участие в семинаре "Взаимодействие региональных органов власти и негосударственных организаций в решении проблем гуманизации военного призыва и военной службы, а также проблем подготовки к введению альтернативной государственной службы" и в дискуссии "Что такое военно-патриотическое воспитание? Национальная идея или догма?". По мнению генерала, перед тем как поступить на службу в Российскую армию, граждане стран СНГ должны получить российское гражданство. Воробьев заявил, что не согласен с вариантом военной реформы, предложенным российским правительством, которым предусмотрено предоставление российского гражданства гражданам из стран СНГ, отслужившим в Российских вооруженных силах по контракту. "Подобная практика очень похожа на наемничество", - заметил Воробьев.
Также Эдуард Воробьев сообщил, что фракция СПС будет настаивать на введении службы по контракту не только в воинских частях боевой готовности, но и в линейных подразделениях вооруженных сил. Кроме того, заявил Воробьев, необходимо уравнять должностные оклады военнослужащих в линейных частях и в частях боевой готовности. Исключение могут составлять оклады контрактников, несущих службу в горячих точках. Перевод Российской армии на контрактую основу должен быть завершен к 2005 году.
Интересно, что во время общения с пермскими журналистами критика в адрес Кремля из уст "военного теоретика" правых не прозвучала. Более того, Эдуард Воробьев заявил, что "с большой симпатией" относится к министру обороны Сергею Иванову, отставки которого добиваются коллеги генерала по СПС.
- Считаю, что Иванову нужно помочь преодолеть позицию его окружения, - заметил Воробьев. - То, что СПС высказывается таким образом по отношению к министру, - относительно, насколько я это понимаю и хотел бы так понимать. Министерство обороны начинается с министра. И если в министерстве мы испытываем сопротивление проведению в жизнь того, что нужно делать в ходе военной реформы, без всякого желания другой стороны поучаствовать в рассмотрении, привлечении экспертов и так далее, в данном случае министр становится символическим объектом, возглавляющим Минобороны. Ну а как к человеку к министру я отношусь с большим уважением.
Пермь