Депутаты парламента Карачаево-Черкесской Республики окончательно отвернулись от своего президента. Это стало ясно после того, как Владимиру Семенову не удалось убедить республиканский парламент перенести дату президентских выборов и совместить их с выборами депутатов Госдумы.
Еще год назад депутаты безусловно подчинялись воле Владимира Магомедовича. Теперь от него отказываются былые соратники, обеспечившие ему четыре года назад победу на самых сложных в стране выборах (тогда даже недолюбливающий "чеченского зятя" Борис Ельцин поддержал опального главкома Сухопутных войск, несмотря на невиданную фальсификацию итогов голосования: из 20 тыс. бюллетеней, выборочно проверенных судом, 12 тыс. оказались недействительными, причем 48% избирателей проголосовали досрочно).
Первым от президента отошел его предвыборный штаб, ныне - общественно-политическое движение "Возрождение", а за последний год от Семенова дистанцировались все этнополитические организации русских, ногайцев, черкесов, абазин и карачаевцев. А именно благодаря численному превосходству и поддержке ногайцев и части русских Семенову и удавалось управлять республикой.
- Семенов остался один, - говорит председатель черкесской организации "Адыгэ-Хасэ", депутат парламента Мурат Хапсироков. - Его поддерживает только бюрократия. Его рейтинг стремительно сокращается. На недавнем общекарачаевском съезде Семенов вновь сделал ставку на этническое большинство. Но прошедший под эгидой карачаево-черкесского этнического объединения "Алан" съезд не имел юридического права выдвигать своего кандидата в президенты. Ведь "Алан" имеет статус межреспубликанской организации, объединяющей два тюркских народа КЧР и Кабардино-Балкарии.
В оппозиции президенту находится и мусульманское духовенство республики, которое оценивает его деятельность как антиисламскую. В интервью "НГ" заместитель муфтия Ставропольского края и КЧР, ректор Исламского института Исмаил Бостанов возмущался тем, что руководство республики препятствует строительству единственной мечети в Черкесске, а его институт не может получить лицензии. И это в то время, как выходцы из республики попадают в сводки преступлений, связанных с идеями радикального ислама и терроризма.
Семенову вменяют в вину, что он мало уделяет внимания республике, чаще бывает в Москве, где проживает его жена Мадлена. А ситуация в Карачаево-Черкесии обостряется. За последние четыре года численность беженцев из Чечни в республике увеличилась с 3 до 21 тыс. человек (около 4% от численности населения КЧР). В Черкесске опасаются дальнейших изменений демографической ситуации, учитывая, что доля, например, коренных ногайцев чуть более 3%, а абазин - не более 6,6%. Коррупция и отсутствие какой-либо экономической программы разочаровали электорат. Республика полнится слухами о всесилии "серого кардинала" главы администрации президента КЧР - Сайранбека Кепкеева и "штатного идеолога" секретаря Совета общественной безопасности КЧР - Бориса Батчаева, занимающего, вопреки решениям судов, не существующую по Конституции должность.
Аналитики уверены, что в выборах примет участие директор Национального банка КЧР Мустафа Батдыев. Он еще не заявил о своих намерениях, но, по сведениям "НГ", решится на борьбу. Никогда не участвовавший напрямую в межнациональных конфликтах Батдыев финансирует дециметровый канал с охватом 30% населения, еженедельник "Возрождение", на него работают СМИ, принадлежащие различным этнополитическим организациям. Впрочем, оппоненты надеются на провал Батдыева как публичного политика: соответствующего опыта у него нет.
С другой стороны, Батдыеву впервые в истории КЧР удалось консолидировать вокруг себя еще недавно конфликтующие между собой национальные организации: карачаевский "Джамагъат", черкесский "Адыгэ-Хасэ", ногайский "Бирлик" и т.д. Ходят слухи, что с лидерами этих организаций Батдыев даже подписал соглашение о гарантиях обеспечения их интересов в будущем правительстве.
Банкиру заметно прибавит политического веса поддержка неформального лидера черкесов президента ООО "Меркурий" Станислава Дерева, обладающего влиянием на черкесско-абазинский электорат. У Дерева, занимающего также должность представителя КЧР в Совете Федерации РФ, с прекращением срока президентских полномочий заканчивается время действия гарантий неприкосновенности его интересов в КЧР, данных четыре года назад Семеновым в Кремле. Таким образом, он вынужден поддерживать Батдыева.
Кандидатура Батдыева симпатична местным "ЯБЛОКУ" и СПС, а также экс-главе КЧР Владимиру Хубиеву, проигравшему Семенову в 1998 г. Перевес Батдыева будет абсолютным, если с ним в одной лодке окажется его земляк, председатель Верховного суда КЧР Имам Бурлаков, который последние три года находится в оппозиции Семенову.
Могут рискнуть побороться за высший пост депутат Госдумы от республики Магомед Тикеев, председатель регионального отделения РАО "ЕЭС" в Пятигорске Магомед Каитов, бывший вице-премьер правительства КЧР Осман Баташев, мэр Черкесска и лидер регионального отделения КПРФ Михаил Якуш и заместитель директора УФСБ РФ по Северной Осетии Сергей Демин.
Маловероятно выдвижение кандидатов от черкесов, абазин и ногайцев. Черкесские политики разобщены и сгруппировалась вокруг нескольких лидеров - Назира Хапсирокова, президента АО "Ставропольмежрегионгаз" Рауля Арашукова, Станислава Дерева и его братьев.
Особенности выборов в КЧР в том, что на них также избирается вице-президент. Считается, что привлекательность высших должностей выстраивается следующим образом: президент, глава правительства, глава администрации президента, спикер парламента, вице-президент. За последние годы сложились негласные принципы деления "хлебных мест" в соответствии с "пятой графой": должность президента остается за карачаевцами как наиболее многочисленной национальностью, председатель правительства - за черкесами как второй титульной национальностью республики, русским отдается пост вице-премьера, абазины получают кресло председателя правительства, а ногайцы - главы администрации президента.
Пока ни один из кандидатов не получил абсолютного превосходства. Последнее слово остается за главным арбитром - Москвой. Так было на выборах в Адыгее и Ингушетии, да и Карачаево-Черкесия не станет исключением.
Черкесск