- Василий Павлович, как бы вы оценили происходящее в Чечне с точки зрения казачества?
- Более 10 лет идет выдавливание из Чечни русских, веками проживающих на этой земле. Их исход стал практически необратимым.
В 1991 году чеченские сепаратисты захватили власть в Грозном, после чего начался террор, направленный против русского населения. Эта страшная реальность, думаю, долго не забудется. А началось все с "ритуального" убийства атамана Сунженского отдела Александра Подколозина, совершенного бандитами на Пасху, зверского убийства казачьих старейшин в Червленой, публичного растерзания в Урус-Мартане настоятеля Православной Церкви отца Анатолия┘ Но тогда, якобы для того чтобы не разжигать межнациональную рознь, эту информацию скрыли. Всего, по сведениям из различных источников, с 1991 по 1999 год на территории Чечни были убиты, не считая погибших во время военных действий, более 20 тысяч русских, захвачено тысячи принадлежавших им квартир и домов. Десятки тысяч человек были обращены в рабство либо использовались на принудительных работах. Около 300 тысяч русских только в результате первой чеченской войны вынуждены были покинуть Чечню.
Терское казачество неоднократно обращалось за помощью в Центр. Казаки станиц писали письма, заявления, жалобы. Ответа ждут до сих пор. Сейчас на казачьих землях в Чечне русские составляют 2 процента, а еще недавно доля проживающих там казаков достигала 70 процентов. А тут еще массовая миграция чеченского населения из горных районов на равнину. В итоге в исконно русском Наурском районе сегодня проживают только 5 тысяч русских, в Шелковском - не более 3,5 тысячи, да добавьте к этим цифрам 3 тысячи русских, проживающих в Грозном и остальных населенных пунктах республики.
- Но сегодня в Чечне удалось прекратить массовые убийства и насилие по отношению к русским. Почему люди не спешат возвращаться в брошенные дома?
- Да потому что многие из этих домов уже заняты, и к тому же люди боятся за свою жизнь. Даже референдум не остановил террора. Хотя внешне обстановка в Наурском и Шелковском районах выглядит спокойной. Работают администрации, рынки, школы┘ Все это достигается благодаря военным и милиционерам, присланным в командировку из соседних регионов. Казалось бы, и жизнь казачьего населения несколько стала лучше. Удалось прекратить массовые убийства и насилия... Но все равно с каждым днем казаков становится все меньше и меньше. Люди уезжают, бросив даже могилы предков. Причем казачий исход из Чечни, как и многое другое, происходящее здесь, продолжается с молчаливого попустительства Центра.
- Что вас как атамана войска больше всего беспокоит?
- Пренебрежительное отношение к казачеству. Мы даже зарегистрировать устав своего Терско-Сунженского казачьего округа уже год, как не можем - Ахмад Кадыров не желает этого делать. И никто не желает решать этот вопрос - ни полпред, ни администрация президента России. Более того, глава Чечни создает "свое" казачество. Впечатление такое, что ставится однозначная цель - ликвидировать казачьи общества Терского войска в Чечне, что противоречит историческим и современным реалиям.
Мы, казаки, не понимаем: почему на левом берегу Терека, где раньше в казачьих станицах проживали более 82 процентов русских, сегодня их остались единицы? Почему в казачьи дома, где веками проживали их предки, возвращаются не казачьи семьи, изгнанные бандитами, а семьи боевиков, спустившихся с гор? Почему комендантские роты, сформированные из казаков-контрактников, которых русское население считает единственной опорой и защитой, переводятся в горные районы Чечни, а на их место присылают чеченские подразделения, в составе которых местные жители видят и вчерашних боевиков? В итоге произойдет полное вытеснение русских из казачьих станиц. Спрашивается, кому это выгодно?
Терское войско не раз направляло свои предложения по нормализации ситуации с казачеством в Чечне в администрацию президента РФ, органы исполнительной власти в Чечне и ЮФО. Никакой реакции. Только с приходом Геннадия Трошева, советника президента РФ по казачеству, состоялась встреча с главой администрации Александром Волошиным, на которой казакам удалось довести до сведения властей наши проблемы, заботу и боль.
В сегодняшнее сложное время, когда в Северо-Кавказском регионе то и дело наблюдается межнациональное противостояние, законопослушное казачество ни разу не выступило застрельщиком беспорядков. Почему федеральные структуры власти не полностью учитывают казачий потенциал?
Что будет, если русские уйдут с Кавказа?
Ставрополь