Верховный суд России на днях поставил точку в самом громком уголовном деле в Саратовской области за последние годы. Бывшему вице-губернатору области, а ныне председателю областной Думы Сергею Шувалову в январе 2000 года было предъявлено обвинение по ст. 286 ч. 3 п. "в" УК РФ (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий). Теперь Верховный суд подтвердил невиновность Шувалова.
Такого громкого дела область еще не знала, никогда ранее чиновник столь высокого ранга не привлекал к себе внимание прокуратуры. Заявление прокурора области Анатолия Бондара, сделанное в январе 2000 года, о предъявлении Сергею Шувалову обвинения прозвучало как гром среди ясного неба. Прокурор пообещал, что суд над вице-губернатором состоится уже через несколько месяцев. Но время шло, а суда все не было и не было. Образ Шувалова как преступника все больше и больше давал трещину. Сказалось и то, что вице-губернатор был известен в области как порядочный человек, и то, что сам предмет расследования многим был просто непонятен.
Сергей Шувалов обвинялся в незаконных действиях при растаможивании 100 американских комбайнов "Кейс", приобретенных областной продовольственной корпорацией с согласия федерального правительства в 1998 году. По версии следствия, бюджет недополучил в качестве таможенных поступлений порядка 7 млн. долл. По мнению облпрокуратуры, свои полномочия Шувалов превысил, подписав договор-поручительство с таможенным комитетом и обязавшись оплатить растаможку комбайнов.
К моменту предъявления обвинения большая часть задолженности - 5 млн. 270 тыс. долл. - была списана распоряжением правительства РФ в конце 2001 года, оставшуюся задолженность погасило областное правительство. Но делу дали ход. Имя Шувалова в местной прессе стало нарицательным. Саратовских журналистов интересовало, где и как работают "Кейсы", кто и почему их купил. Но вот кто не мог понять причину и смысл всей этой шумихи - так это крестьянин - не только саратовский, но и пензенский, тамбовский, липецкий, который видел, где и как работают импортные комбайны, и мог любому объяснить, чем они лучше наших "Донов" и "Енисеев" и стоило ли их покупать. Наверное, поэтому Шувалов и был без особых проблем избран депутатом облдумы по одному из сельских округов.
С мнением селян был солидарен и областной суд. 10 декабря 2002 года коллегия Саратовского областного суда признала, что в действиях тогда уже депутата областной Думы Сергея Шувалова не содержится признаков состава преступления, предусмотренных пунктом "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ. Прокуратура, не согласившись с решением областного суда, подала кассационное представление в Верховный суд, который и поставил финальную точку в этом разбирательстве. Дальнейшему обжалованию данное дело в соответствии с действующим законодательством не подлежит.
Но многомесячная история оставляет вопросы. Где грань между действительным исполнением закона и его трактовками? И кто ответит за то, что современные высокоэффективные сельхозмашины не работают на российских полях, а мы имеем колоссальные потери зерна? И за то, что так и не заработали совместные с корпорацией "Кейс" предприятия в Уфе - по производству сельхозтехники и в Саратове - по производству комбайнов? За потери многомиллионных инвестиций в российскую экономику?
На первой пресс-конференции только что избранного спикера облдумы Сергея Шувалова один из местных журналистов попросил Сергея Алексеевича подтвердить или опровергнуть слух о том, что областная прокуратура предложила ему признать свою вину в обмен на амнистию после завершения судебного разбирательства. Шувалов, промолчав минуту, слух опроверг. Но над этой "минутой молчания" нельзя было не задуматься.
Саратов