Любопытный документ пришел на днях в управление Северо-Кавказской железной дороги из Англии. Сотрудники одного из архивов подтверждают, что СКЖД является владельцем единственного в мире вагона, изготовленного еще в XIX в. знаменитой английской фирмой "Глостер". Деревянный вагон каретного типа с закругленными бортами, выпущенный в 1868 г. по заказу Российских казенных железных дорог, чудом уцелел на запасных путях и был обнаружен совершенно случайно. К сожалению, внутреннее оборудование вагона не сохранилось.
Теперь знаменитый вагон займет почетное место в экспозиции Музея железнодорожной техники. Этот уникальный музей под открытым небом сейчас создается в Ростове и будет открыт в августе, ко дню профессионального праздника железнодорожников. Сорок единиц техники уже готово стать музейными экспонатами, еще тридцати предстоит реставрация.
Ростовская коллекция железнодорожной техники, без сомнения, одна из самых богатых в России. Здесь есть паровоз серии "Э-у" # 709-84, 1930 г. выпуска, а также образцы именных серий "Феликс Дзержинский", "Серго Орджоникидзе". Первый считался самым мощным из всех серийно выпускаемых в Советском Союзе паровозов (всего их было изготовлено чуть более 3 тыс.), его габариты внушительны: длина около 30 м, высота колес более полутора метров.
Привлекают внимание машины серии "П-36". Их начали выпускать сразу после войны и закончили лишь в 1957 г. Это самый высокий в мире и самый быстрый из отечественных паровозов - его конструктивная скорость 125 км/час.
Немалое любопытство вызывают и салон-вагоны, или, как их еще называют, "штабные". До революции в императорских поездах были вагоны с особым внутренним устройством, служебные, в которых ездили министр путей сообщения, начальники дорог, председатели правления дорог. В годы советской власти также выпускались специальные салон-вагоны с богатым внутренним убранством, предназначенные для крупных партийных деятелей и высоких военных чинов. Такой вагон-салон типа "СКВ-7" есть и в ростовской коллекции.
Ростов-на-Дону