0
822
Газета Регионы России Интернет-версия

30.05.2003 00:00:00

Аграрное поле борьбы за избирателя

Дмитрий Орлов

Об авторе: Дмитрий Орлов - кандидат исторических наук, заместитель генерального директора Центра политических технологий, главный редактор "Политком.Ру".

Тэги: апр, рейтинг, выборы


Изменение общественных настроений в стране происходит поистине лавинообразно. Еще недавно весьма распространенной была "новая тревожность" потенциальных избирателей (термин автора этих строк). Это переходное полунедовольство, причиной которого стало длительное противостояние поддержки Владимира Путина как "президента надежд" и осознания того, что в уровне и качестве жизни людей на местах не происходит сколько-нибудь существенных позитивных изменений, сменилось еще более опасными для власти тенденциями.

Всероссийские опросы ВЦИОМа и фонда "Общественное мнение" свидетельствуют о том, что 80-81% населения поддержали требования Всероссийской акции работников бюджетной сферы. Более половины респондентов ожидают ухудшения собственного положения в результате реформы ЖКХ. Российское село - до сих пор в некотором отношении tabula rasa для элит. Однако очевидно, что под влиянием ухудшающихся условий существования (реальные доходы этой группы населения в 2002 году сократились, по данным Минэкономразвития, примерно на 3%) неизбежно изменятся и настроения сельских жителей - почти 40 миллионов человек, мнение которых долгое время не было для власти (а в некоторых отношениях и для оппозиции) востребованным. Как они изменятся? Кто имеет шансы на получение голосов "нового протестного" электората в сельской местности?

Ответ на эти вопросы парадоксален (новым протестом может воспользоваться традиционная партия), но, как представляется, в значительной степени предопределен. По данным опроса фонда "Общественное мнение", проведенного 5-6 апреля, за Аграрную партию России были готовы проголосовать 3% избирателей. Опрос ВЦИОМа, проведенный 21-24 марта, констатирует высокую известность партии (60% в стране, 65% в сельской местности) и хороший электоральный потенциал. 20% избирателей готовы при определенных условиях проголосовать за АПР, в том числе 4% заявляют о высоком уровне такой готовности. По оценке ВЦИОМа, это означает, что 5-6% от тех, кто придет к избирательным урнам, поддержат Аграрную партию. В то, что АПР не преодолеет 5-процентный барьер, верят лишь 10% респондентов, опрошенных ВЦИОМом. Очевидна позитивная динамика предвыборных шансов АПР (долгое время ее поддержка колебалась у отметки 2%).

На АПР работает сразу несколько факторов. Партия явно усилила предвыборную активность, "призвав к порядку" вице-премьера Алексея Гордеева и исключив из собственных рядов Николая Харитонова. Реальные конкуренты пока отсутствуют: Российское аграрное движение малоизвестно, а аграрии, ориентирующиеся на фигуру Харитонова, в имиджевом отношении слились с Коммунистической партией, что трудно назвать выигрышем - потеря собственной идентичности мало кому идет на пользу.

Сама Коммунистическая партия постепенно размывает собственный традиционный электорат, в том числе сельский. По недавнему признанию секретаря ЦК КПРФ Виктора Пешкова, сделанному на круглом столе Центра политических технологий "Выборы-2003: загадка регионов", в ряды партии в последнее время вливаются люди с доходами более 10 000 рублей. Но ряды традиционных сторонников партии редеют, крепость "ядра" утрачивается. За счет чего это происходит? Выскажу предположение, основанное на анализе электоральной динамики: не в последнюю очередь за счет голосов избирателей аграрных регионов России, уставших от агрессивной риторики левых. Наконец, активизация усилий АПР в пространстве публичной политики восстанавливает традиционный образ партии, несколько модернизируя его.

На Аграрную партию как естественного союзника в деревне в последнее время делает ставку и Кремль. Эту тактику можно считать вполне грамотной, особенно с учетом не слишком впечатляющей эффективности Партии возрождения России и Партии жизни. Ведь значительный прирост рейтинга КПРФ, который мы наблюдаем вот уже несколько месяцев, представляет собой по существу, лишь первичную мобилизацию электората. В решающей фазе кампании, когда коммунистам потребуется закрепить успех, более чем вероятное предпочтение селянами брэнда "Аграрная партия" как "своего" может оказать существенное влияние на результаты выборов на селе. Однако для того чтобы описанный эффект сработал, этому брэнду необходимо качественное обновление: возрождение узнаваемости в сочетании с обновлением общего имиджа и агрессивная стратегия продвижения на "политическом рынке".

Несамостоятельное участие АПР в кампании 1999 года в сочетании с избранием лидера партии Михаила Лапшина главой субъекта Федерации породили эффект забывания. Благоприятные текущие рейтинговые показатели партии не должны вводить ее лидеров в заблуждение: повышение общей узнаваемости, пожалуй, остается сегодня главной задачей АПР.

Сегодня Аграрная партия - фактический монополист на "политическом рынке" села. Но так будет не всегда. Именно поэтому АПР уже в ближайшее время должна четко позиционироваться по отношению к другим политическим силам, обнародовать новую предвыборную программу. Принятая X съездом АПР в декабре 2001 года программа оценивается многими наблюдателями как откровенно устаревшая.

Конечно, Коммунистическая партия в "программе-минимум" и "программе-максимум", которой все аграрные проблемы решаются принятием двух законов, даже сегодня не сможет конкурировать с Аграрной партией на ее поле. Вряд ли удастся это и "Союзу правых сил", который, судя по "Российскому либеральному манифесту", не считает аграрный кризис серьезным вызовом для либералов. Однако в "Экономическом прорыве" "ЯБЛОКА" содержится немало эффективных рецептов возрождения деревни: от борьбы с перекупщиками до изменения статуса "земельных долей", введения единого поземельного налога и сельскохозяйственной кооперации.

Недавнее открытое письмо Михаила Лапшина парламентским фракциям, правительству и представителям бизнес-элиты поднимает весьма острые для села проблемы: диспаритет цен, преодоление "второстепенности" села, высокие тарифы на ГСМ и энергоносители. Однако провозглашение "новой модели развития сельского хозяйства" - пока лишь громкая заявка лидера АПР. От того, удастся ли партии Лапшина развернуть эту заявку в формат большой кампании, и будет в решающей степени зависеть политическая битва на аграрном поле.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1012
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1054
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
465
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
665

Другие новости