Символы Петербурга на Аничковом мосту в канун юбилея могли остаться без голов.
Фото ИТАР-ТАСС
В самом начале юбилейных торжеств Петербург едва не лишился одного из самых значимых своих символов - знаменитой скульптурной группы на Аничковом мосту.
Во время промывки монументов художник-реставратор Владимир Сорин обнаружил, что недавно отреставрированные кони Клодта подверглись нападению вандалов. Сразу бросилось в глаза повреждение на шее возничего и разрыв металлического ремня повода, который держит укротитель.
Выяснилось, что в той или иной степени пострадали все четыре скульптурные группы Аничкова моста. На верхних частях постаментов остались свежие глубокие царапины и вмятины. Больше всех досталось возничему первой группы по четной стороне Невского проспекта. На шее укротителя глубокий след, оставленный, очевидно, тросовой пилой. Повреждена бронзовая оболочка, а ведь литье не такое уж и толстостенное. Вывод напрашивается один. Вандалы намеревались обезглавить возничего либо той же ночью, но что-то им помешало, либо, сделав надпилы, сорвать головы со скульптур веревками в ночь перед открытием торжеств. Можно представить себе, в каком виде предстал бы мост, воспетый не одним поколением поэтов и художников.
Трудно представить себе, как могли вандалы безнаказанно орудовать в самом центре Петербурга? Понятно, что дело было ночью. Но и в это время Невский постоянно патрулируют милицейские машины. Возможно, милиция приняла вандалов за реставраторов, осуществляющих предъюбилейные работы. Теперь ГУВД, возможно, будет охранять этот объект.
Хотя милиционерам не до изваяний. Особенно дорожно-патрульной службе. Знакомые водители говорят, что гаишники, а в их числе много приезжих из других городов России, еще никогда так не лютовали. Малейшее нарушение карается штрафом на месте (об административном наказании через суд уже мало кто помнит). Автотранспортники в этой ситуации и не скупятся, ведь одному Богу известно, куда завезет отобранные водительские права "варяг" в милицейской форме. Поэтому деньги вкладывают заранее в удостоверения, чтобы без лишних хлопот┘ Многие коммерческие структуры, как стало известно корреспонденту "НГ", на дни праздников выдали своим водителям энную сумму "на улаживание конфликтов" с сотрудниками ГИБДД и ДПС. При этом начальство проинструктировало всех шоферов: не вступать в споры с милиционерами (а они у нас нынче едва ли не за каждым столбом), а решать вопрос "миром", чтобы не было простоев.
О водителях автобусов их руководство позаботилось иначе. Водителей всех городских рейсовых автобусов переоделись в новенькую униформу. Водители получили синие куртки с логотипом родного предприятия, а также галстуки с фирменной эмблемой. Кондукторам выдали фирменные жилеты синего цвета с желтой полосой.
Интересно, коснется ли это нововведение водителей автобусов "М" и "Ж"? Дело в том, что с десяток петербургских автобусов переделаны под передвижные общественные туалеты. Они будут курсировать по только одним им известным графикам и маршрутам, подолгу задерживаясь в местах массовых скоплений людей. В свое время предпринимательская жажда наживы почти сгубила в Питере сеть общественных туалетов. Все они превратились в кафе-бары, рюмочные и прочие заведения подобного рода. Теперь приходится выходить из положения за счет модульных биотуалетов и автобусов. Кстати, если посещение обычного стационарного туалета обходится в 5 рублей, то "колесное" уже стоит червонец.
Говоря о транспорте и транспортных узлах, нельзя не напомнить о том, что в Петербурге появился в качестве юбилейного подарка новый железнодорожный вокзал - Ладожский ("НГ" сообщала об этом в номере от 19 мая с.г.). Министр путей сообщения России Геннадий Фадеев лично зажег зеленый свет и отправил первую электричку с нового объекта. На сегодня, по словам Фадеева, это самый современный пассажирский терминал в России.
Впрочем, министр поторопился с оценками. Буквально на следующий день после открытия вокзала здесь произошло первое ЧП. Прибывающий со станции Горы электропоезд не вписался в межперронный проем из-за того, что один из перронов оказался более широким, чем это требовалось. Электропоезд сбил несколько листов металлической обшивки и лишь благодаря малой скорости быстро остановился, так и "не причалив" к перрону. По словам пассажиров, эта остановка сопровождалась диким скрежетом металла и снопами искр. Однако в пресс-службе Октябрьской железной дороги корреспонденту "НГ" этот факт не подтвердили, заявив, что "все работы на Ладожском вокзале ведутся в штатном режиме". Тем не менее по местному телевидению были показаны кадры, где отчетливо видны повреждения перрона, точнее, его искореженная металлическая обшивка, и рабочие, сбивающие отбойными молотками бетонную кромку перрона.
Два других инцидента, омрачающих праздник, тоже касаются транспорта. Накануне в аэропорту "Ржевка" рухнул на землю и разбился самодельный частный самолет. В результате погиб 14-летний подросток Борис Державин. Пилот-инструктор Евгений Шарин, имеющий 30-летний летный стаж, со множественными травмами доставлен в Александровскую больницу.
Недотянул двух дней до праздника города и заслуженный человек, коренной ленинградец-петербуржец, переживший блокаду, Василий К. Рано утром он спустился по эскалатору на перрон станции метро "Владимирская". Посидел на скамеечке, пропустил несколько поездов, а перед приближением очередной электрички резко встал и бросился прямо под колеса первого вагона. Смерть наступила сразу. В карманах у него кроме жалкой мелочи нашли удостоверение блокадника.
Гибель юного любителя неба еще можно отнести к разряду трагических непредвиденных случайностей. Но судьба доведенного до отчаяния старика, которого, судя по его поступку, жизнь приперла к стенке хуже, чем в блокаду, заставляет задуматься о многих таких же, как он, старых ленинградцах. И вся описанная выше изнанка праздника наводит на вопросы о том, для кого же организован грандиозный юбилей. Если город сегодня не может защитить ни стариков, отдавших ему всю свою жизнь, ни памятники истории, которые создавались для него целых три века.
Санкт-Петербург