В Смоленске продолжается расследование уже третьего за год уголовного дела, к которому имеет отношение бывший вице-губернатор Анатолий Макаренко. Продлен в судебном порядке срок содержания его под стражей в рамках дела о незаконном приобретении группой лиц кредиторской задолженности ликероводочного завода "Бахус" перед ГУП "Смоленскконтроль".
Но если в этом уголовном деле Анатолий Макаренко проходит обвиняемым, то в первом он был потерпевшим.
Утром 16 мая 2002 года, за три дня до выборов губернатора Смоленской области, неизвестные обстреляли машину вице-губернатора, в которой кроме охранника и водителя находились Макаренко и его маленькая дочь. Водитель погиб на месте, Макаренко получил легкое ранение. Девочка, к счастью, не пострадала. На месте происшествия вице-губернатор заявил следователю прокуратуры, что уверен в причастности к покушению генерала УФСБ Виктора Маслова, кандидата на пост губернатора. 17 мая Виктор Маслов подал заявление с требованием привлечь Макаренко к уголовной ответственности за клевету.
Спустя несколько дней, после победы Маслова на губернаторских выборах, Макаренко публично, на пресс-конференции, извинился перед губернатором: "Теперь я навел справки, выяснил некоторые детали и совершенно точно знаю, что Виктор Николаевич здесь ни при чем".
Однако в ходе судебного разбирательства дела о клевете Анатолий Макаренко вернулся к первоначальным утверждениям о причастности Маслова к покушению, обвинив к тому же бывшего начальника УФСБ в связях с организованной преступной группировкой Петросяна-Олевского. "В протоколе допроса по делу о совершенном на меня покушении я сообщил о многочисленных преступлениях Маслова, но на это со стороны прокурора области не последовало никакой реакции. Этот суд не может быть справедливым, так как губернатор мне мстит", - заявил Макаренко на одном из заседаний.
Сам Макаренко и его адвокаты настаивали на том, что его можно привлекать к уголовной ответственности только после расследования уголовного дела о покушении на его жизнь, когда будут известны и заказчик, и исполнители. Бывший вице-губернатор направил ходатайство о присоединении дела о клевете к уголовному делу о покушении, а также о прекращении его уголовного преследования в рамках "клеветнического дела" до выяснения истины. Это ходатайство, как и многие другие ходатайства обвиняемого и его адвокатов, судья Малиновская удовлетворить не посчитала нужным, после чего Макаренко сделал заявление об отказе от защиты и от личного участия в процессе.
Судебный процесс по обвинению Анатолия Макаренко в клевете на Виктора Маслова длился три недели. 12 февраля Ленинский мировой суд в лице судьи Малиновской признал Макаренко виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 129 ч. 3 УК РФ (клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления). Приговор выносился в отсутствие подсудимого и его адвокатов. Суд согласился с требованием прокурора и приговорил Макаренко к одному году лишения свободы условно.
- Суд и сторона обвинения не обременяли себя аналитическим подходом к делу, - заявила представитель защиты Наталья Дианова, жена Анатолия Макаренко. - Удовлетворились поверхностной констатацией фактов заявлений Анатолия Макаренко, который их не отрицал, а всячески подчеркивал. Почему же суду неинтересно, что за ними кроется? Я надеюсь, что вышестоящие судебные инстанции не постесняются проявить любопытство к этому делу. Тем более что представитель потерпевшего активно объяснял, что процесс Макаренко-Маслов политический, а не уголовный.
Представитель потерпевшего (Виктора Маслова) Александр Петрохалкин после вынесения приговора заявил, что погорячился, назвав политическим чисто уголовный процесс: "На мой взгляд, Макаренко очень заинтересован, чтобы создать вокруг своей персоны такой ажиотаж. Со стороны же губернатора это не месть и не сведение старых счетов. Но в соответствии с занимаемой должностью Маслов не мог оставить подобное заявление без внимания".
Не оставил без внимания Виктор Маслов и опрометчивые заявления лидера коммунистов Геннадия Зюганова. 16 мая 2002 года, в день покушения на Макаренко, в программах НТВ "Сегодня" и "Герой дня" Геннадий Андреевич заявил: "В Смоленской области срослась мафия в лице Чубайса, водочных и алмазных королей и местного руководителя УФСБ, который, вместо того чтобы обеспечивать законность, сам встал на путь беззакония и насилия".
Насколько известно, лидер КПРФ пытался договориться с Масловым по телефону, принеся ему свои извинения. Это, судя по всему, не удалось, и Маслов направил в Тверской межмуниципальный суд Москвы иск о защите чести и достоинства, в котором потребовал взыскать с Зюганова компенсацию морального вреда в размере 500 тыс. руб. По словам Александра Петрохалкина, с самого начала рассмотрения иска представитель Зюганова признал, что Геннадий Андреевич допустил в эфире явно непродуманные и некорректные высказывания. По инициативе стороны ответчика были проведены переговоры о мировом соглашении. Итогом стало официальное публичное извинение Геннадия Зюганова перед смоленским губернатором:
"16 мая 2002 г. в пылу политической борьбы, связанной с выборами главы администрации Смоленской области, мною был сделан ряд резких высказываний в адрес одного из кандидатов на эту должность - Виктора Николаевича Маслова. Излишняя эмоциональность данных высказываний, вызванная непростой предвыборной обстановкой, к сожалению, была основана на не соответствующих действительности и непроверенных сведениях, предоставленных мне в тот момент. Сейчас, более глубоко разобравшись в сложившейся ситуации, я приношу свои извинения Виктору Николаевичу Маслову, избранному руководителем области". Это его извинение было немедленно опубликовано в местных СМИ.
Анатолий Макаренко, насколько известно, признавать свою вину и отказываться от своего права на обжалование приговора в высших инстанциях не собирается.
На днях супруга Анатолия Макаренко Наталья Дианова встретилась с журналистами и заявила, что она обрела веру в то, что справедливость восторжествует и внимательное рассмотрение заявлений Анатолия Макаренко на соответствующем судебном и правовом уровне положит конец "незаконному уголовному преследованию" ее мужа "по политическим мотивам". Журналистам были переданы копии "свежих" обращений Макаренко - надзорной жалобы в президиум облсуда и заявление на имя председателя ЦИК РФ Александра Вешнякова.
Смоленск