Все, что происходит в Санкт-Петербурге в последнюю предъюбилейную неделю, все больше вызывает раздражение у жителей города. Похоже, что масштабный праздник готовится отнюдь не для петербуржцев и россиян, а скорее, для многочисленных VIP-персон и будет напоминать, судя по всему, всемирный фуршет от имени президента РФ.
С 23 по 31 мая Питер посетят главы 45 стран мира, в числе которых Джордж Буш, Тони Блэр, Жак Ширак, Герхард Шредер и т.д. Каждый такой гость привезет с собой немалую свиту. К примеру, только президента США будут сопровождать 700 человек.
Власть в городе на несколько дней, по сути, перейдет в руки Федеральной службы охраны (ФСО), которая будет контролировать в том числе и силовой блок, а это 40 тысяч человек, добрая половина которых командирована в Петербург для обеспечения порядка в дни праздника едва ли не со всей России.
Самые большие неудобства для петербуржцев и неохраняемых гостей города будут связаны с транспортом. На встрече с журналистами начальник УГИБДД Сергей Бугров познакомил собравшихся со схемой, где красным цветом отмечены места, проезд по которым в третьей декаде мая для простых смертных будет затруднен, а в дни саммита - невозможен. Карта настолько пестрит красным, что возникает желание вообще отказаться от поездок на личной машине. Частные автомобили, припаркованные у тротуаров в центре города, будут эвакуированы, чтобы не мешать проезду гостей. Даже движение инкассаторских машин будет подчинено разработанному графику, чтобы "броневички" с вооруженной охраной, не дай Бог, не пересекали бы VIP-магистрали. И заправка автомобилей в эту декаду обещает быть весьма проблематичной, поскольку в целях безопасности в город даже ночью будет запрещен въезд бензовозов, доставляющих топливо на АЗС.
С 29 мая аэропорт "Пулково" переключается только на прием самолетов с официальными делегациями, на неделю закроется морской порт, а также вход судов в акваторию Невы. Остается уповать на собственные ноги и метро. Но и метро в дни праздника будет работать в особом режиме, то есть по ходу следования кортежей планируется закрывать на вход и выход те станции метро, которые окажутся рядом с правительственными магистралями.
Закрытой зоной для транспорта и ограниченной для посещения горожанами объявляется практически весь исторический центр города. Да и вообще горожанам настойчиво намекаю, что во время саммита желательно либо сидеть дома, либо покинуть город - отправиться в турпоездки, на дачи и огороды, а главное, прихватить с собой детей, учебный год для которых сокращен на неделю. Выходит, веселиться на юбилее города будет кто угодно, но только не жители этого города.
Нелишне вспомнить и о подарках к юбилею. Горожане много раз слышали о каких-то немыслимых суммах, выделенных городу на подготовку к юбилею. Фигурировала даже цифра в 40 миллиардов рублей. Но как-то не сильно ощущается этот "золотой дождь". Столь важные для горожан объекты так и не будут сданы к юбилею в эксплуатацию. Запустить линию метро, где произошел разрыв, теперь обещают уже в 2004 году, к тому же основную финансовую ношу по этому объекту вопреки обещаниям взял на себя городской бюджет. Сорваны сроки ввода в действие окружной дороги. Десятки домов в историческом центре так и не успеют отремонтировать к юбилею, та же участь постигла и "второстепенные" дороги, которые не будут востребованы VIP-кортежами.
Нельзя не обратить внимания на современные "потемкинские деревни". Многие расселенные дома одеты в нарядные рекламные щиты или отделаны фанерой, раскрашенной под окна и лепнину. Но верхом "потемкинского чуда" стало Волхонское шоссе, ведущее от аэропорта "Пулково" к восстановленному Константиновскому дворцу в Стрельне - теперь Дворцу конгрессов. На несколько километров справа и слева от трассы возведен высоченный забор, выкрашенный в зеленый цвет. Так власти прикрыли срам, который открывается взору из окон автомобилей, - свалки, покосившиеся частные дома, жалкие огороды.
Сильно не повезло жителям домов в историческом центре, чьи окна выходят на правительственные трассы. Полным ходом идет "зачистка" таких зданий с целью выявления оружия у граждан, даже тех, кто владеет им по лицензии. Полковник милиции Юрий Буряк, возглавивший эту кампанию, свое дело выполняет с пристрастием, мол, кто его знает, что случилось с человеком после получения лицензии, может быть, спился, может, наркоманом стал, а может, и вообще ненормальным, значит, нужно изъять у него оружие. Трудно, правда, представить, каким способом милиция отличает тех, у кого "съехала крыша", от тех, у кого она на месте.