На фоне кризиса западных авиакомпаний, многие из которых заявляют о сокращении штатов, снимают с линий самолеты, сокращают рейсы, а то и вовсе заявляют о банкротстве, положение российских авиаперевозчиков выглядит довольно оптимистично. Безусловным лидером здесь, естественно, является национальный авиаперевозчик - "Аэрофлот", отметивший недавно 80-летие.
На состоявшемся недавно совете директоров авиакомпании было решено направить на выплату дивидендов акционерам 320 млн. руб., что составит 29 копеек на акцию. Для сравнения: дивиденды, выплаченные в прошлом году, составляли лишь 6 копеек на акцию. Кроме того, 6,5% прибыли совет директоров решил направить на материальное стимулирование труда работников компании. Утверждая финансовые показатели работы "Аэрофлота" его руководители отметили и то, что по итогам работы в прошлом году авиакомпания перечислила в казну 220 тыс. руб. налогов на каждого работника.
Впрочем, о благополучии "Аэрофлота" свидетельствуют не только дивиденды и новые параметры премирования, но и намерения компании расширить свой парк самолетов, приобретая лайнеры отечественных производителей. И здесь опять же мало кто из российских авиакомпаний, кроме "Аэрофлота", может похвастаться богатым опытом сотрудничества с отечественным авиапромом.
Вот уже десять лет как "Аэрофлот" непосредственно участвует в разработке современных российских самолетов производимых "Воронежским авиастроительным объединением" (ВАСО). Первые самолеты Ил-96, построенные в этом объединении, поступили в авиакомпанию в 1993 году, и 14 июля на одном из них был выполнен первый пассажирский рейс по маршруту Москва-Нью-Йорк.
С тех пор "Аэрофлот" фактически стал полигоном для авиастроителей. Ужесточающиеся требования к международным авиаперевозкам потребовали от российского авиапрома повышения конкурентоспособности своей продукции, а потому им приходилось проводить доработку и модификацию машин, уже переданных авиакомпании. Нельзя не отметить и то, что для усовершенствования своих Илов авиакомпании пришлось вложить значительные средства, а иногда самой добывать необходимые агрегаты и оборудование.
Учитывая то, что из десяти самолетов Ил-96, построенных за минувшие десять лет "Воронежским авиастроительным объединением", шесть работают в парке "Аэрофлота", можно говорить о том, что над созданием современного российского самолета авиакомпания работала вместе с авиастроителями, доводя машину до международных стандартов. Во многом благодаря такой совместной работе по "доводке" этих самолетов поднялся в воздух и успешно эксплуатируется "президентский" Ил-96.
В ближайшем будущем "Аэрофлот" намерен увеличить свой парк широкофюзеляжных самолетов, закупив еще несколько Илов в Воронеже. Так, на недавнем совещании по проблемам отечественного самолетостроения генеральный директор ВАСО Вячеслав Саликов заявил, что объединение приступило к достройке еще восьми самолетов Ил-96-300, шесть из которых предназначены для "Аэрофлота". Благодаря десятилетию совместной работы с авиаперевозчиком авиастроители получили сегодня возможность создать современный самолет, полностью отвечающий международным требованиям. Ожидается, что первый Ил-96-300, соответствующий по техническим характеристикам мировым стандартам, поднимется в небо уже через полтора года. Завод и авиакомпания вроде бы переступили взаимные обиды и претензии и объединили свои усилия в этом проекте.
Возможно, программа модификации Илов и программа их строительства были бы запущены и ранее, если б не различные административные и финансовые проблемы, мешавшие развитию отечественного авиастроения. В частности, еще в 90-е годы на финансирование программы модернизации Илов предполагалось получить кредиты западных банков. Однако кризис 98-го года "похоронил" эти надежды.
Лишь теперь, когда "Аэрофлот" добился финансовой стабильности и экономических успехов, он может позволить себе расширить парк отечественной техники. Впрочем, как отмечают российские авиаторы, значительно повысить их спрос на российские самолеты могла бы удобная и для продавца и для покупателей схема лизинга авиатехники. И если по техническим требованиям "Аэрофлоту" и ВАСО удалось вывести российские самолеты на международный уровень, то по условиям продажи своей продукции российский авиапром пока, к сожалению, уступает западным конкурентам.