0
937
Газета Регионы России Интернет-версия

16.04.2003 00:00:00

Нахимовцы, суворовцы, кадеты, балеринки

Тэги: петербург, мариинка, золотая маска


петербург, мариинка, золотая маска Лауреат 'Золотой маски' Александр Калягин наверняка сдержит обещание 'и дальше кривляться на сцене'.
Фото ИТАР-ТАСС

Вечером в понедельник в Мариинском театре награждали лауреатов "Золотой маски". Церемонию вручения национальной театральной премии ставил Андрей Могучий. Он же, как известно, был и режиссером единодушно обруганной церемонии открытия. На церемонии закрытия на сцене Мариинского театра всем места хватило: и нахимовцам, и суворовцам, и юным балеринам Мариинского, и оркестру театра, и Татьяне Гринденко с ее ансамблем "Opus Posth", и "Лицедеям", и губернатору Владимиру Яковлеву, и представителю президента Валентине Матвиенко. Вели церемонию солистка балета Мариинского театра Дарья Павленко, к каждому выходу наряжавшаяся в новое платье, и гендиректор "Золотой маски" Эдуард Бояков (в одном на всю церемонию черном костюме).

Зал, пожалуй, впервые не встал, приветствуя лауреатов премии "За честь и достоинство" (их, как обычно, было двое - Юрий Григорович и актриса из Карелии Людмила Живых). Приветствуя Григоровича, публика поглядывала в сторону Владимира Васильева - Васильев аплодировал сидя.

Валентина Матвиенко многозначительно высказала желание, чтобы "Золотая маска" "каждый год приезжала в Санкт-Петербург". Вручив "Маску" Жозефу Наджу - за лучший зарубежный спектакль, показанный в России, Матвиенко покинула зал. Губернатор высидел церемонию до конца.

В конкурсе театров оперетты и мюзикла (где оперетт в этом году не было вовсе) лучшей актрисой выбрали Теону Дольникову, лучшим спектаклем, как и ожидали все, был назван "Норд-Ост". После слов благодарности автор и сопродюсер мюзикла Георгий Васильев сообщил, что 10 мая "Норд-Ост" сыграют в Москве в последний раз и выразил надежду, что в следующем году спектакль возродится в Санкт-Петербурге.

В конкурсе "Новация", как мы и предполагали, премию получил инженерный театр "АХЕ" за спектакль "Sine Loco", который, увы, в Москве не покажут (не смогли найти соответствующего пространства). Среди кукольных театров лучшим спектаклем признали "Невский проспект" питерского театра "Потудань" (постановщик спектакля Руслан Кудашов получил "Маску" как лучший режиссер).

Приз зрительских симпатий достался московскому спектаклю "Облом off", а приз критиков обеих столиц - спектаклю Юрия Погребничко "Странники и гусары".

Не было неожиданности в награждении Татьяны Щуко как лучшей актрисы и спектакля "Московский хор" Малого драматического театра, где она сыграла главную роль, - как лучшего спектакля большой формы.

Получая "Маску", Лев Додин сказал спасибо, кроме прочего, и "моей коммунальной квартире, в которой провел детство и юность, из которой хотел вырваться и которой хватит не на один "Московский хор". За лучшую мужскую роль - роль папаши Убю - наградили Александра Калягина, который пообещал и дальше "в силу своих способностей кривляться на сцене". Работу Юрия Харикова в спектакле "Мамаша Кураж" самарского театра посчитали лучшей работой художника. Две "Золотые маски" получил московский ТЮЗ: Кама Гинкас назван лучшим режиссером, а его спектакль "Дама с собачкой" - лучшим спектаклем малой формы. Гинкас, как сказали, находится "далеко за океаном" и получать премию за него вышли актеры Юлия Свежакова и Игорь Гордин, в двух словах сумевший изложить биографию Камы Мироновича, который вырос в Петербурге, получил профессию, а потом был вынужден уехать. Фрейндлих тут же парировала: так было всегда - мол, Петербург воспитывает, а Москва потом пользуется.

* * *

Нынешний список спектаклей-номинантов содержит как минимум два гамлетовских вопроса: либо наши оперные театры зашли уже так далеко, что ставят русские оперы мало и плохо, либо у экспертов (и у самой "Маски") почему-то вдруг возникла аллергия на русский репертуар. Первое предположение все-таки перевешивает - достаточно вспомнить серость и ущербность габтовской "Хованщины" и искромсанность "Снегурочки" в "Новой опере".

Но коль скоро сезон выдался таким уж "западным", несправедливым кажется непопадание в конкурс самого красивого и музыкально полноценного спектакля сезона - "Адриенны Лекуврер". Не пускает "Маска" в сферу своих интересов и "Новую оперу", в упор не видя то действительно заметное, радикальное, что там появляется в последнее время. Зато в заветный кондуит попали гораздо более слабые спектакли из регионов (такие, как ростовская "Мадам Баттерфляй" или ереванская "Норма") - надо как-то оправдывать свой уже транснациональный статус.

Главный (но утешительный ли?) рекорд петербургской оперной "Маски" - подавляющее лидерство Москвы во всех номинациях. Так ловко обойти Гергиева московским соискателям в этот раз помогло не в последнюю очередь то обстоятельство, что статусные премьеры мариинского сезона 2001/02 года ("Борис Годунов" и "Турандот") вышли в разгар лета, когда уже, видимо, было поздно номинироваться. В результате победа досталась нормальному потребительскому формату - вполне аккуратной, но отнюдь не шедевральной "Мадам Баттерфляй" Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Признанный лучшим спектакль поставлен в расчете на "московскую Тебальди" Ольгу Гурякову в духе феминистской мелодрамы. Свои законные "Маски" впервые сорвали режиссер Людмила Налетова и художник Елена Степанова, а Гурякова стала дважды кавалером "Золотой маски", с которой, собственно, и начался ее путь на Олимп, когда она триумфально победила всех своей слабой, но сильной Мими. Посостязаться с Гуряковой на вокальном ристалище большой оперы могли бы разве что армянские белькантистки, но, как уже сказано, неблагоприятные звезды вышибли "Норму" из борьбы. Только лишь трогательная Светлана Матвеева из екатеринбургского "Поворота винта" Бриттена выжала из жюри слезу дополнительного сострадания, заслужив специальный приз. Вторично лауреатом "Маски" по дирижерскому разделу за постановку "Лулу" Берга в "Геликоне" жюри выбрало и Владимира Понькина. Из хилого списка претендентов иного разумного выбора не могло быть.

Как никогда убого выглядела мужская сборная солистов. Единственный "уцелевший" претендент - тенор Олег Видеман (Хозе в новосибирской "Кармен") предстал неуклюжим увальнем, для которого мучительно любое движение, а пение является процессом тяжкой, изнуряющей работы. Решение жюри о неприсуждении "Золотой маски" в номинации "Мужская роль" было встречено аплодисментами.

* * *

Решения жюри в области балета и современного танца - весьма спорные. В номинации "Лучший хореограф" награду не дали никому, хотя в списках числились Ролан Пети и Алексей Ратманский, а два балета Пети, "Пассакалья" и "Пиковая дама", поставленные им в Большом театре, тут же получили приз как лучший спектакль. С актерскими номинациями ситуация проще. Илзе Лиепа вполне достойна приза "Лучшая женская роль в балете": Старая графиня в "Пиковой даме" на самом деле ей удалась. В списке из двух претендентов на лучшую мужскую роль победил солист Большого театра Николай Цискаридзе, получивший свою третью "Золотую маску" за партию Германна в том же балете Пети. Таким образом, в год 300-летия Петербурга на "Золотой маске" Мариинский театр по всем статьям проиграл Большому.

Против ожидания, ничего не присудили пермскому "Балету Евгения Панфилова", представившему последний балет погибшего хореографа - "БлокАда". Зато уже вторую "Маску" получил Челябинский театр современного танца за спектакль "Ожидание". Это очередной эпизод бесконечной челябинской саги "про нас": хореограф Ольга Пона каждый год выдает хороводы мальчиков и девочек на тему среднерусской тоски.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1694
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1054
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
765
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1044

Другие новости