Региональные выборы в нескольких субъектах РФ, которые пройдут в ближайшие месяцы, имеют значение большее, чем просто региональное. Представители разных политических партий и движений, эксперты-политологи не случайно изучают политическую ситуацию в тех регионах, где выборы состоятся весной, летом и осенью этого года. Результаты региональных выборов позволят основным игрокам на российском политическом поле спрогнозировать склонности электората перед федеральными выборами в Госдуму и выборами президента РФ.
Ближайшие губернаторские выборы пройдут 25 мая в Белгородской области. Основным претендентом на должность главы области считается действующий губернатор Евгений Савченко. Будучи назначенным в 1993 году, он, освоив имидж "беспартийного хозяйственника", сумел в 1995 году на выборах губернатора победить представителя коммунистов, а на досрочных выборах в 1999 году - лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Удачный тактический ход с отставкой и последующим переизбранием дает Савченко юридически обоснованную возможность избираться на второй срок, а это значит, что он может открыть вторую десятилетку у кормила власти.
Надо сказать, что у Савченко есть серьезные аргументы в пользу очередного избрания. В Белгородской области при правлении Савченко областная продовольственная корзина стала самой дешевой в стране. Это сделано во многом благодаря отчислениям местных бизнесменов в различные спецфонды, кроме того, с крупными предприятиями области заключаются соглашения о сотрудничестве. Поэтому местные, а также сторонние эксперты полагают, что жители Белгородчины проголосуют за свое относительное благополучие.
Гораздо более сложная ситуация складывается в Карачаево-Черкесии, где избирать президента будут 15 июня. Нынешний глава республики Владимир Семенов избран в мае 1999 года. Выборы прошли с многочисленными нарушениями, их итоги послужили причиной затяжного конфликта и многочисленных судебных разбирательств, дело доходило почти до вооруженного конфликта, поскольку политическому спору определенные силы постарались придать межнациональный характер. Сейчас на пост главы Карачаево-Черкесии претендуют три основных кандидата: действующий президент Владимир Семенов, глава отделения Центробанка РФ по КЧР Мустафа Батдыев и мэр Черкесска Михаил Якуш.
Политическая ситуация в республике сложна: сказывается соседство Чечни, низкий уровень жизни большинства населения порождает социальную напряженность, обостряют ситуацию высокий уровень безработицы, этнические мотивы выдвижения кандидатов. Видимо, с целью снижения напряженности с подачи полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе Виктора Казанцева было введено новшество - должность вице-президента.
Это новшество скорее всего нацелено на то, чтобы обеспечить представительство русских в органах управления Карачаево-Черкесской Республики. При условии, что президентом изберут скорее всего карачаевца, а премьером скорее всего назначат черкеса, будет интересно посмотреть, сработает ли этот известный с советских времен прием (вторым секретарем обкома КПСС в национальной республике традиционно избирался русский). Важно то, что без голосов 100 тысяч "русскоязычных" избирателей Карачаево-Черкесии победа той или иной этнической "элиты" невозможна. Конечно, многое зависит и от федерального Центра, но, обратив ситуацию в пользу Семенова в прошлый раз, он высказал свое мнение.
На сентябрь намечены еще одни значительные региональные выборы - выборы главы Свердловской области. Ни у кого не вызывает сомнения, что действующий губернатор Эдуард Россель станет главным фаворитом предвыборной гонки. На прошедших в 2002 году выборах в областной парламент блок "За родной Урал", созданный Росселем, поддержали почти 30% избирателей. Среди других вероятных претендентов - гендиректор НТМК Сергей Носов, мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий и, возможно, заместитель полпреда президента в Уральском федеральном округе Виктор Басаргин. Позицию Росселя укрепляет развитие экономики региона, инвестиционное оживление в области, положительные тенденции в социальной сфере. Видимо, этими сдвигами объясняется и демонстративно теплое отношение Кремля к Росселю: президент Владимир Путин благосклонно принял предложение губернатора Свердловской области провести встречу на высшем уровне с канцлером ФРГ Герхардом Шредером в октябре этого года в Екатеринбурге. Кроме того, президент одобрительно отозвался об успехах Свердловской области на совещании глав регионов Уральского федерального округа.
На сентябрь запланированы и выборы главы Ленинградской области. Сегодня область возглавляет Валерий Сердюков. В конце марта областное Законодательное собрание приняло новый закон о выборах главы региона, который увеличивает срок губернаторских полномочий с четырех до пяти лет. Это означает, что при благоприятном раскладе Сердюков сможет пробыть на своем посту четырнадцать лет подряд, так как по федеральному законодательству его нынешний срок считается "нулевым". Федеральный Центр скорее всего не будет мешать повторному избранию Сердюкова. Сделать такое предположение позволяет недавнее заявление нового полпреда президента в Северо-Западном округе Валентины Матвиенко о том, что она не будет настаивать на совмещении губернаторских и думских выборов. Позднее эту позицию подтвердил и президент. Важным фактором для грядущих выборов станет и то, что именно при Сердюкове вместо термина "выживание" в области стали чаще звучать другие слова: "приток инвестиций", "профицит бюджета". В последнее время по темпам экономического роста Ленинградская область обгоняет Санкт-Петербург. Жители области, отправляясь на избирательные участки, скорее всего оценят это - даже не вдаваясь в изучение макроэкономических показателей.
Похоже, что накануне окончания первого президентского срока Владимира Путина в отношениях "Центр-регионы" наступила та же стабильность, что и во многих других сферах социально-экономической и политической жизни. Регионы перестали играть в "самостийность", Центр - в "карающую вертикаль". Стороны друг другом довольны (по крайней мере они благосклонно демонстрируют друг другу взаимное удовольствие) и к каким-либо радикальным переменам, в том числе кадровым, не стремятся. Так что вполне возможно, что через год на политической арене - не только федеральной, но и региональной - мы будем наблюдать все те же лица. Новые политические тяжеловесы что-то не появляются.