0
716
Газета Регионы России Интернет-версия

11.04.2003 00:00:00

Чтобы ездить на лучшем, давайте лучше работать и принимать лучшие законы

Тэги: автопром, пошлины, закон


Парадокс российского массового сознания: обыватель хочет жить "в шоколаде", словно в Канаде или Швейцарии, а работать так же спустя рукава (или вовсе не работать), как в Венесуэле или Конго. Странно, что отголоски этих, прямо скажем, потребительско-фантастических настроений (мы лежим на печи, пусть пекутся калачи) можно услышать и увидеть даже в стенах федерального правительства.

Это касается, в частности, странного, а точнее, двойственного отношения к проблеме государственного значения - развитию автомобильной промышленности в России. Именно конвейеры Генри Форда и строительство дорог для фордовских малолитражек 70 лет назад вытащили из кризиса Великой депрессии США. Именно автопром стал настоящим двигателем прогресса в Китае эпохи великих реформ 80-х и 90-х и в задушенных инфляцией Мексике и Бразилии на рубеже тысячелетий.

В СССР две всесоюзные стройки - ВАЗа в Тольятти и КамАЗа в Набережных Челнах - некогда стали символами того, что наша страна не осталась на обочине мировых процессов. Она - в струе. В том числе в производстве неплохих легковушек и хороших грузовиков.

Автопром, как, например, и оборонная промышленность, имел в годы противостояния социальных систем стратегическое значение.

Сегодня правительство декларирует прирост производства в стране на уровне 3-4%. Объявляется, что локомотивами роста должны быть не только и не столько нефтяники с газовиками, сколько высокотехнологичные производства. В частности, автостроение.

Насколько подобные правительственные декларации соответствуют российской действительности?

Рост без стимулов невозможен. Почему в тех же Бразилии, Мексике и Китае темпы прироста автомобильного рынка сегодня ежегодно составляют соответственно 12, 8 и 8,8%? Правительства данных стран не просто предложили известным мировым фирмам организовать производство самых популярных марок на территории этих государств. Они пошли автогигантам навстречу в их разумных пожеланиях. И потому на сегодняшний день, например, в мегаполисах Поднебесной имеют свои сборочные цеха становящиеся транснациональными компаниями "Фольксваген", "Ниссан" и "Рено". Инвестиционный пакет предложений Китаю от одной только "Ниссан" на сегодня оценивается в 2 млрд. долларов.

В чем секрет восточных и латиноамериканских мудрецов?

Да просто правительства этих стран удачно совмещают разрешительные и запретительные меры.

Так, в Китае ввоз подержанных иномарок под запретом, а каждая новая машина из-за рубежа облагается 50-процентным налогом. Зато для импортных комплектующих и запчастей, которые превращаются в сверкающие авто уже руками китайских рабочих и инженеров в китайских же цехах, - всяческие пошлинные послабления.

В Бразилии, в которой продается ежегодно 1,5 млн. машин (сравнимо с Россией, где реализуется чуть меньше), перед автохламом также опущен шлагбаум. Отношение к импортерам комплектующих и "отверточным производствам" столь же благожелательное, как и у китайцев. Если же взглянуть на российские равнины, глазу автолюбителя предстанет иная картина. Несмотря на звучавшие последние лет 10 на всех уровнях заявления о том, что мировые автогиганты только и ждут, как бы начать собирать руками наших левшей четырехколесные шедевры из привезенных из-за бугра запчастей, реально на одной седьмой части земной суши работает лишь пять сборочных производств. В Калининграде собирают "БМВ" и "КИА", в Таганроге - "Хюндай" и "Ситроен", в Тольятти - "Шевроле-Ниву", во Всеволожске - "Форд-Фокусы", и, наконец, московское предприятие "Автофрамос" получило 100 млн. долларов от "Рено" на выпуск новой модели этой компании - Х90.

Но все вышеперечисленные производства в общем дают лишь 2% от общего числа машин, продаваемых в нашей стране. Могли бы больше, и значительно. Но есть несколько проблем. В частности, когда российский премьер встречался с руководством "Рено", которое готово было бы инвестировать еще 250 млн. долларов, чтобы наконец запустить в Москве свою новую модель, прозвучала простая и ясная мысль: пока у конкурентов будут более выгодные, а не равные с нами условия, мы деньги вкладывать не будем.

Конкуренты - подержанные иномарки, до сих пор идущие потоком в Россию из Европы, Америки и Японии. Пошлина на их ввоз все еще одна из самых низких в мире. Потому ввозить неновое авто из-за рубежа пока почти в два раза выгоднее, чем доставлять комплектующие, собирать машину в России и продавать ее здесь же.

"Поднимите пошлины на ввоз старых иномарок! - взывают уважаемые автогиганты к правительству. - И мы тут же вложим достаточные суммы в ваши заводы, где ваши люди будут собирать наши машины по приемлемым ценам для вашего рынка!"

Если пошлины на машины от трех до семи лет составят хотя бы 35%, это как минимум уравняет прибыли поставщиков готовых авто и тех, кто собирает их в России. Причем в данной ситуации правительству, видимо, надо думать все-таки не столько об интересах тех 50 тысяч человек, что зарабатывают на жизнь поставками в нашу страну иномарок, сколько о заботах тех 600 тысяч, что работают на российских автозаводах и на совместных сборочных предприятиях на нашей территории. И налоговое бремя на физических и юридических лиц в данной ситуации должно быть хотя бы равным.

Тогда долгожданные инвестиции, столь необходимые нашему автопрому, наконец-то позволят модернизировать существующие производства и организовывать новые.

Ведь лучше платить нормальную цену за автомобиль, который не сломается на следующий день после покупки, чем покупать то, что уже списали за рубежом, внутренне готовясь постоянно вкладывать деньги в то, чтобы это средство продолжало двигаться по нашим дорогам. Которые, как известно, лишь одна из двух наших главных бед...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1632
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1017
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
736
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1007

Другие новости