Немецкая тележурналистка Иллона Рутин приехала в Башкирию снимать свой шестой документальный фильм об авиакатастрофе в небе над Германией, в которой на борту российского лайнера в ночь с 1 на 2 июля прошлого года погибли десятки детей. В Уфе, в актовом зале школы # 3, где учились семеро из пятидесяти трех погибших детей, Иллона Рутин устроила встречу родственников погибших детей и членов экипажа с сотрудником одной из адвокатских контор, представляющих интересы российской стороны, Джеритом Вильмансом.
- Ни одна из сторон, а это Швейцария и Германия, не желает признавать свою вину или часть вины, поэтому перекладывают ответственность друг на друга, - заявил господин Вильманс на встрече с родственниками погибших. - Им есть что скрывать и очень многое скрывается, в том числе на уровне правительств, которые дружат друг с другом, но это не мешает им очень умело уводить исход трагедии из правовой плоскости в политическую. И волокитить разбирательство до тех пор, когда ослабнет внимание общественности к этой катастрофе. Мы не должны этого допустить. Вот почему мы здесь и снимаем этот фильм.
Действительно, похоже, что катастрофа российского Ту-154, столкнувшегося в немецком небе с грузовым "Боингом", немецкую и швейцарскую стороны не волнует. Даже швейцарский диспетчер, отдавший команду нашим пилотам идти на снижение, что и привело самолеты к столкновению, по-прежнему трудится в фирме "Скай-гайд", правда, выполняет "бумажную" работу. До сих пор нет официального заключения комиссии, расследовавшей причины катастрофы. Немецкие адвокаты предложили было создать фонд, с помощью которого можно достичь правового компромисса - избежать судебного разбирательства и максимально быстро выплатить денежные компенсации родственникам. Швейцарская фирма "Скай-гайд" вообще никак не отреагировала на предложение. Германия начала было сотрудничать по этому вопросу с адвокатами, но вскоре остановилась.
Немецкие и швейцарские документы по этому делу, а также переговоры, которые провела адвокатская контора с председателем комиссии по расследованию катастрофы, позволяют уже сегодня говорить о совершенных ошибках. Фирма "Скай-гайд" вопреки всем международным предписаниям лишила себя основных средств, обеспечивающих безопасность полетов: был отключен на профилактический ремонт основной компьютер и реконструировалась телефонная линия, что и явилось основными причинами катастрофы. Немецкая служба безопасности также отслеживала ситуацию в небе, могла бы вмешаться и предотвратить несчастный случай, но она не была извещена о техническом состоянии фирмы "Скай-гайд". Согласно предписанию фирмы в случае проведения профилактических работ персонал, обеспечивающий безопасность полетов, должен быть удвоен. Другими словами, у диспетчера, который вел российский лайнер, должен был быть помощник. Это предписание было нарушено. Но "Скай-гайд" пытается переложить вину на немецкое правительство: катастрофа произошла над немецкой территорией, где действуют законы Германии и функционирует немецкая служба безопасности полетов.
- Если фирме "Скай-гайд" удастся доказать, что она действовала по просьбе немецкого правительства (на основе двухстороннего соглашения контроль над воздушным пространством Германии осуществляет швейцарская сторона), то к ней вопросов не возникнет, - считает Джерит Вильманс. - Немецкая служба безопасности полетов видела на своих мониторах опасное сближение самолетов, но не предприняла активных действий, ограничившись попыткой безрезультатно связаться по телефону со своими коллегами из Швейцарии. Хотя должна была воспользоваться аварийной частотой, чтобы связаться непосредственно с летчиками и предупредить их.
- Если бы катастрофа такого масштаба произошла не с российскими детьми, реакция была бы другой? - задали адвокату вопрос родственники.
- К сожалению, я должен подтвердить ваши опасения, ибо у этого вопроса есть политическая подоплека. Если бы на борту были немецкие или швейцарские дети, политикам пришлось бы считаться со своими избирателями. Жертвы этой катастрофы не стоят за их дверями...
Получасовой фильм, который снимает Иллона Рутин, будет демонстрироваться по первому каналу немецкого телевидения "Вестдойчер рундфунк" днем раньше трагической годовщины - 30 июня.
Уфа