К 300-летию Санкт-Петербурга на территории бывшего Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге открылся Музей железнодорожной техники. Музею дали имя бывшего начальника Октябрьской дороги, Героя Социалистического Труда Владимира Чубарова, положившего начало работам по созданию экспозиции, которая насчитывает более 80 уникальных образцов железнодорожной техники.
В нем представлены последний советский паровоз, выпущенный в 1956 году на машиностроительном заводе в Коломне, и первый в СССР тепловоз, произведенный на том же предприятии.
Всего в дореволюционной России и Советском Союзе на предприятии в Коломне был произведен 251 пассажирский паровоз. Эти машины отличались совершенством конструкции и обслуживали пассажирское движение вплоть до 1974 года на Забайкальском и Дальневосточном участках Транссибирской магистрали, в том числе экспресс Москва-Владивосток "Россия".
- Последний паровоз перевозил пассажиров до начала 1970-х годов, а в 1982 году был продан заводу в Уссурийске, где использовался в качестве стационарной котельной, - рассказал корреспонденту "НГ" старший научный сотрудник музея Игорь Тимофеев. - Здесь мы его обнаружили и в 1991 году приобрели по цене металлолома. К тому времени подъездные железнодорожные пути к заводу оказались ликвидированными. Пришлось заново прокладывать дорогу длиной в полтора километра. Тяговую машину отремонтировали в местном депо и в декабре 1992 года доставили в Петербург. Первый же тепловоз нашли под Краснодаром. Его безвозмездно передало нам Министерство путей сообщения.
Особое место в коллекции музея занимает пассажирский паровоз С-68 постройки 1913 года. Он единственный сохранившийся из 900 выпущенных подобных машин. Именно на таком паровозе перевозили правительство из Петрограда в Москву в 1918 году. Нашли его в Москве в конце 70-х на одном из заводов железобетонных изделий, где он использовался в качестве котельной.
Примечателен товарный паровоз серии ФД - Феликс Дзержинский, прозванный колоссом индустриализации. Он выпускался вплоть до 1941 года на Ворошиловоградском паровозостроительном заводе и считался самым мощным в Советском Союзе. Всего было построено 3300 таких машин. Около десятка паровозов досталось фашистам, но поездить на них захватчикам так и не удалось. Вес машины (135-137 тонн) не позволял ей идти по временным путям, которые прокладывали на месте разрушенных бомбежками стальных магистралей.
Интерес вызывает и железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12. В конце 1930-х годов на Николаевском заводе было выпущено три такие установки. Причем на них использовались орудия, демонтированные с линкора "Императрица Мария". Калибр орудия - 305 мм, максимальная дальность стрельбы - 30 км. Музейный экспонат участвовал в советско-финской войне - в частности, артиллерийская установка защищала советскую военно-морскую базу на финском полуострове Ханко.
К числу раритетов можно отнести и товарный паровоз, изготовленный в Швеции, который в годы войны состоял в 3-й колонне особого резерва Народного комитета путей сообщения, и первый магистральный электровоз - аналог локомотивов "Дженерал Электрик", трофейные и поставленные по ленд-лизу локомотивы производства Германии, США, Италии, Франции, Австрии, Канады, Финляндии, Швеции┘
В музее можно увидеть и тепловоз Гаккеля. Инженер-электротехник Яков Гаккель был арестован в 1897 году в Петербурге за участие в революционном кружке и на пять лет сослан в Сибирь. После ссылки вернулся в город на Неве, занялся строительством петербургского трамвая. Его жена Ольга Глебовна получила довольно крупный гонорар за посмертное издание полного собрания сочинений своего отца - писателя Глеба Успенского. На эти деньги Гаккель вместе со своим другом снял за городом большой сарай и устроил там мастерскую по строительству самолетов. В 1911 году самолет "Гаккель-VII" занял первое место на первом конкурсе летательных аппаратов, построенных в России. Но в 1912 году мастерская сгорела вместе с самолетами.
Затем Гаккель занялся строительством тепловозов. По его проекту в 1924 году был построен один из первых в мире мощных работоспособных тепловозов. Он получил обозначение ЩЭЛ1 и был рассчитан на длительную тягу поезда весом 1000 тонн со скоростью 50 км/ч. После успешных испытаний в Ленинграде тепловоз прибыл в Москву, где его торжественно встречали. Тепловоз Гаккеля наездил около 60 тыс. км, затем его сняли с эксплуатации.
В экспозиции музея представлены основные типы пассажирских вагонов начала XX века: двух- и четырехосные с различными конструкциями кузовов.
Скоро желающие смогут не только посмотреть на экспонаты, но и проехаться на них. В планах железнодорожников - пуск ретро-поезда из Санкт-Петербурга в город фонтанов Петродворец. Обслуживающий его персонал будет одет в историческую форму десяти различных типов от обер-кондуктора до начальника станции. Впоследствии к составу намечено присоединить вагоны-салоны, в которых ездили император Маньчжурии Генри Пу И и министр внутренних дел СССР Лаврентий Берия.
Санкт-Петербург