Неподалеку от Томска, на мысу Каштачной горы, над Страшным рвом установили Поклонный крест. В годы Гражданской войны на этом месте белые расстреливали красных, красные - белых. Именно в этом рву, позади тюрьмы, бывшего пересыльного замка, нашли свой страшный конец, по разным оценкам, от 20 до 40 тыс. человек.
В 30-е конвейер смерти работал столь напряженно, что своими силами НКВД не мог управиться. Нанимали желающих. С тех пор сохранился стишок: "Я поеду на Каштак, на зелену горку. Заработаю пятак себе на махорку". А у самих палачей в ходу была циничная поговорка: "Прогуляться на Каштак".
Здесь погибли многие высшие иерархи Русской православной церкви, потомки старинных княжеских родов (Голицыны, Долгоруковы, Урусовы, Волконские┘), ученые с мировым именем, академики, поэт и друг Сергея Есенина Николай Клюев, философ, основоположник отечественной школы этнопсихологии и герменевтики Густав Шпет.
У подножия величественного десятиметрового креста из желтого металла с надписью на гранитном постаменте "Вечная память невинно убиенным" собралось много людей, среди которых были потомки репрессированных. В церемонии освящения креста кроме епископа Томского и Асиновского Ростислава участвовали губернатор Виктор Кресс и томский мэр Александр Макаров.
Отец Ростислав, говоря об "убиенных в годы гонений за веру и истину", к случаю напомнил картину Михаила Нестерова "Страстная седмица", на которой изображен народ у подножия креста с распятым Христом и символизирующую не только страдания народа, но и веру в то, что в душе человека наступит Пасха.
Поклонный крест стал уже вторым памятником жертвам сталинских репрессий в Томске. До этого Томск стал первым городом в СССР, где был установлен Камень скорби, напоминавший о трагической странице истории России.
Томск