В Удмуртии началась кампания по выборам нового состава Госсовета республики. Уже в процессе выдвижения претендентов обнаружилась небывалая пассивность: наплыва желающих представлять интересы народа не было. Если в 1995 году баллотировались 6,9 кандидата на место, то нынче - 3,5.
Член Совета Федерации от региона Виктор Шудегов считает: "Возможно, причина в том, что сегодня Удмуртия - не парламентская, а президентская республика. У Госсовета нет тех полномочий, которые были раньше". Сенатор опасается, что это может сказаться и на интересе избирателей к предстоящим 6 апреля выборам.
В феврале республиканский Госсовет второго созыва собрался на свою последнюю сессию, на которой отчитался спикер Игорь Семенов, а президент Удмуртии Александр Волков дал положительную оценку работы депутатов. Именно этот состав депутатов на основании результатов референдума радикально изменил политический строй республики, превратив ее из парламентской в президентскую, что привело к большей концентрации власти в руках главы региона.
- Считаю, что за эти четыре года стихия вошла в свои берега, - говорит депутат Алексей Красильников. - Второй созыв оказался менее поляризованным и более структурированным, что облегчило принятие многих необходимых республике законов. В 1995-1999 годах противостояние республиканской и городской власти задавало тон. Если республиканцами выдвигалась какая-то идея, она тут же подвергалась не просто критике, а аннигиляции со стороны муниципалов. Это было тяжелое и безрезультативное время упущенных возможностей, хотя уже тогда можно было создать хорошую законодательную базу для экономического продвижения. На этот раз в парламенте собрались люди более разумные, да и прежние нигилисты остыли. Мы работали очень продуктивно.
Парламент второго созыва формировался не по партийному принципу. Фракцию удалось создать лишь "Единой России". Остальные не дотянули до планки в 20 человек. Удмуртскому отделению КПРФ помешала сорганизоваться в стенах Госсовета старая конфронтация с муниципалами. Аграрии и горожане не отдали им двух своих приверженцев. СПС зарегистрировалась не так давно и стать значительной силой не успела.
В результате после бурных девяностых годов в Госсовете воцарилась спокойная, даже полудремотная атмосфера. Хотя плюсы налицо: ни судов, ни публичных оскорблений, ни скандалов. Президент, правительство, спикер работали согласованно, что дало возможность принять за четыре года более 230 законов. Судьбы законопроектов решались на высоком уровне, а депутатам приходилось ограничиваться внесением поправок.
На фоне такого спада интереса к законодательной деятельности и проходит избирательная кампания. На этот раз партии могли выдвигать своих кандидатов, но этой возможностью широко воспользовалось только отделение "Единой России".
- 53 человека мы выдвинули кандидатами в депутаты Госсовета на февральской конференции, а в марте заявим о тех, кого будем поддерживать, - заявляет председатель политсовета Андрей Гальцин. - Если в уходящем депутатском составе было 25 "единороссов", то в будущем мы видим полсотни.
Шестеро кандидатов зарегистрировались при поддержке Удмуртского отделения ЛДПР. Остальные партийцы, в том числе коммунисты, правые, "яблочники", растворились в "Единой России". 85% подавших заявления в избирком - самовыдвиженцы. Это дало основание побывавшему недавно в Ижевске полпреду президента в Приволжском федеральном округе Сергею Кириенко сказать, что кроме "Единой России" в Удмуртии никого не видно.
Ижевск