Идея перекройки федерального устройства России неуклонно становится материальной силой, поскольку все шире овладевает массами.
Вот уже и молодое поколение взялось за эту проблему. Общественное движение "Тюменский союз молодежи" вышло с инициативой проведения референдума по следующему вопросу: "Поддерживаете ли вы образование на территории Тюменской области трех равноправных субъектов РФ: Тюменской области (на территории Тюменской области без автономных округов); Югорской области (на территории Ханты-Мансийского автономного округа); Ямальской области (на территории Ямало-Ненецкого автономного округа)?"
Казалось бы, начинающие тюменские политики играют с огнем, по своим бьют - стоит большинству на референдуме ответить "да", как собственно Тюменская область, то есть юг "матрешечного" субъекта РФ, останется без средств к существованию. Ведь ее бюджет находится почти в рабской зависимости от поступлений с богатых нефтью и газом "северов" - из округов. Но на самом деле "Союз молодежи" не так наивен. Во-первых, население юга области вдвое больше населения обоих округов вместе взятых, и не будет же это подавляющее большинство на референдуме голосовать за собственное обнищание. Во-вторых, молодые реформаторы, оказывается, не считают образование трех самостоятельных областей единственно возможным решением всех проблем "сложноподчиненности". Нет, можно еще пойти путем объединения области и автономных округов в новый субъект с избранием новых органов исполнительной и законодательной власти.
Устами инициативных ребятишек из "Тюменского союза молодежи" глаголет мнение высо-о-оких чиновников. И в субъектах Федерации, и в ее Центре. Правда, не всех. Ведь чиновники не знают заранее, кому повезет при перекройке федерального пирога, а кому останутся в лучшем случае крошки. Каких субъектов коснется возможное объединение - то ли всех, то ли самых мелких, то ли самых крупных. Под любой вариант можно подобрать теоретическую базу. Но именно "сложноподчиненные" субъекты РФ, что называется, сами напрашиваются, привлекая внимание федерального Центра своими многочисленными и бесконечными взаимными претензиями. Но и "матрешки" устроены неодинаково, поэтому к объединению относятся по-разному.
Интеграционный "полигон" на Каме
В Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе о грядущем объединении говорят как о деле практически решенном и одобренном "сверху". Референдум может пройти на обеих территориях уже в декабре нынешнего года - одновременно с выборами в Госдуму. В Перми считают, что именно на примере слияния области и округа Центр намерен отработать модель будущего укрупнения субъектов Федерации. Если это так, то опытный образец был выбран достаточно удачно, а сам эксперимент будет максимально безболезненным по своим последствиям. Коми округ в отличие, например, от Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого округов и Таймыра не является регионом-донором, а, напротив, целиком и полностью зависит от дотаций из Москвы. По уровню социально-экономического развития округ традиционно занимает одно из последних мест в России и является глубоко депрессивной территорией. Поэтому в случае слияния округа и области федеральный Центр не только ничего не теряет, но, наоборот, приобретает. Ведь в этом случае основное бремя финансовой поддержки окружной экономики может быть перенесено с федерального бюджета на бюджет Пермской области. Население Пермской области живет куда лучше, чем население Коми округа. Поэтому жители округа совсем не прочь объединиться с областью в надежде, что их уровень жизни от этого резко поднимется.
Местные политики активно используют идею объединения в своих интересах. Впервые ее высказал осенью 2000 г. тогда еще кандидат в губернаторы Пермской области Юрий Трутнев, пообещавший в случае своей победы на выборах инициировать интеграцию. Во многом благодаря этому лозунгу за Трутнева проголосовали большинство избирателей Коми-Пермяцкого округа. А сейчас он, как главный инициатор интеграционного процесса, находится в фокусе внимания федеральных властей и средств массовой информации.
Успешное завершение интеграционного процесса стало для пермского губернатора делом чести. От того, насколько успешно Юрий Петрович справится с поставленной задачей, зависят его дальнейшие взаимоотношения с федеральными властями, поддержавшими Трутнева в его стремлении сделать из двух субъектов Федерации один. Кроме того, в случае объединения области и округа Юрий Трутнев получит возможность избираться главой уже нового субъекта Федерации еще на два срока подряд, то есть имеет все шансы продлить свое пребывание у власти до декабря 2015 года.
Что касается абсолютного большинства жителей обоих регионов, то для них вряд ли что-то изменится. Территориально округ никогда из состава области не выходил, избиратели округа всегда принимали участие в выборах губернатора и депутатов Законодательного собрания Пермской области. Да и экономически два субъекта Федерации всегда были неразрывно связаны друг с другом.
Губернаторы из одного гнезда
В Красноярском крае ситуация разительно отличается от пермской. Там так же, как и в Тюменской области, экономически успешные северные округа, прежде всего Таймырский, скорее согласятся выйти из подчинения Красноярскому краю, чем раствориться в нем. Ситуацию осложняет прямое краевое подчинение расположенного на Таймыре "Норильского никеля" - главного донора краевого бюджета.
Недавно подписан протокол о создании совета трех губернаторов: Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов. Хотя об объединении регионов в единый субъект Федерации при этом не было сказано ни слова, заинтересованность сторон в интеграции усилий для решения совместных проблем территорий была по крайней мере продекларирована.
Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин отметил, что подобное произошло впервые, прежде такого никогда не было во взаимоотношениях "материка", Таймыра и Эвенкии. И что теперь будет понятно, как заниматься транспортной логистикой, здравоохранением, образованием и той же культурой на всех трех территориях. Главное, резюмировал Хлопонин, чтобы только все это не сорвалось. В унисон с ним высказался и свежеиспеченный глава Таймыра Олег Бударгин: "Это должна быть серьезная экономическая структура, которая позволит населению реально почувствовать улучшение жизни. А если это политический орган, то у него скорее всего будущего нет". Позитивный настрой "подписантов" поддержал и полпред президента в СФО Леонид Драчевский: "У нас сегодня определилось сильное звено. И я очень рад этому обстоятельству".
Сильное звено это возникло во многом благодаря тому, что в результате недавних выборов губернаторами края и Таймырского округа стали "птенцы" одного, норильского, гнезда Хлопонин и Бударгин. Выдвиженцам одной финансово-промышленной группы будет легче поладить. Общие интересы рождают общую точку зрения.
Перестановка кресел в особо крупных масштабах
Нечто подобное произошло и в Тюменской области, когда ее губернатором в 2001 году стал Сергей Собянин, много поработавший во властных структурах Ханты-Мансийского округа. С его приходом отношения северных округов и юга области стали более уравновешенными и конструктивными. Об объединении всерьез речи не шло, но и на "развод" как будто бы никто подавать не собирался. Отчего бы вдруг теперь "Союз тюменской молодежи" проявляет такую удивительную инициативу: и нашим и вашим, хочешь - разделимся, хочешь - объединимся? Тенденция изменилась?
На днях губернатор Ханты-Мансийского округа Александр Филипенко вдруг заявил, что готов досрочно сложить с себя полномочия. А председатель Думы Ямало-Ненецкого округа Сергей Харючи предупреждает о возможном выходе округа из состава Тюменской области. Окружные политики обиделись не на тюменского губернатора Собянина. Их резкие заявления стали ответом федеральному Центру.
Законопроект "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разработанный в администрации президента под руководством Дмитрия Козака и принятый Госдумой в первом чтении, лишает автономные округа многих полномочий и, самое главное, полномочий, касающихся права распоряжения недрами и доходами от их разработки. При этом, похоже, ничего не выиграют и "старшие матрешки". В выгоде будет лишь Центр. Правда, Совет Федерации по инициативе сенатора от ХМАО Петра Волостригова предложил внести в законопроект поправки, защищающие права округов. Вопрос остался открытым.
Еще более открытым и неясным остается вопрос: будет ли укрупнение субъектов Федерации? Президент сказал, что он эту идею не поддерживает. Ну а если со всех сторон посыплются челобитные от молодежи и ветеранов, от мастеров искусства и животноводов... Чего не сделаешь "по многочисленным пожеланиям трудящихся". Кто тогда в этом процессе выиграет и кто проиграет?
Если сегодня слить, скажем, Тюменскую область и ее северные округа, проиграют более богатые округа. Если разделить - проиграет область. Если оставить все как есть - зачем тогда реформа Козака?
Как укрупнение регионов, так и реформа Козака станут масштабнейшими пиар-кампаниями для всех ее участников. Кто-то, естественно, проиграет, но неужели может случиться такое, что при сокращении числа субъектов Федерации сократится число субъектов, сидящих в чиновничьих креслах? А выигравшие получат новые кресла, новые губернаторские сроки и все, что этому сопутствует. А самое главное, и те и другие будут с утра до ночи заняты благородным и многотрудным делом государственного строительства. Ни на какие другие дела ни сил, ни времени у них не останется. Кто тогда проиграет?
Пермь-Красноярск