-Сергей Леонидович, какой ущерб нанесен региону авариями в системах теплоснабжения и какие меры приняты для ликвидации последствий?
- Таких лютых морозов, как в нынешнюю зиму, когда температура опускалась ниже 45 градусов, у нас не было лет 20. В результате аварий без тепла на длительный период остались 265 жилых домов, где живут 5348 человек, 16 школ, 4 детских сада, 4 больницы и 1 детский дом. В той или иной степени беда коснулась большинства районов республики. В пяти из них мы вынуждены были объявить чрезвычайную ситуацию.
Правительство работало в чрезвычайном режиме. Круглосуточно действовал оперативный штаб, который координировал процесс восстановления теплоснабжения. Такие же штабы были созданы в районах. Туда, где сложилась наиболее тяжелая ситуация, выехали специалисты Региональной энергетической комиссии, а также сотрудники администрации главы республики и министерств образования, здравоохранения, социального развития. Задача была поставлена вполне конкретная: в кратчайшие сроки восстановить теплоснабжение на всех социальных объектах.
Что касается промышленных предприятий, ни одно из них не было остановлено. Даже там, где были многочасовые отключения света, аварии удалось предотвратить благодаря слаженной работе городских служб и специалистов предприятий - как, например, на целлюлозном заводе "Питкяранта". Коллектив АО "Кондопога" активно помогал восстановить теплоснабжение на объектах города и района, а специалисты ОАО "Карельский окатыш" вели восстановительные работы не только в Костомукше, но и в соседнем Муезерском районе.
В целом ущерб составил более 100 миллионов рублей. Но чтобы привести системы жизнеобеспечения в более-менее нормальное состояние, требуются куда большие суммы.
У себя в республике мы сумели изыскать лишь часть необходимых средств. Сразу же после того, как была определена сумма ущерба и оценены наши возможности, я направил письмо с просьбой о финансовой помощи Михаилу Касьянову. В январе у меня была возможность поговорить по телефону с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Президент подробно интересовался положением дел в Карелии, предложил помощь и поддержку. Должен сказать, что помощь Карелии была оказана немедленно. Мы распределили деньги между районами с учетом масштаба последствий аварий.
Принятые меры позволили в максимально сжатые сроки восстановить теплоснабжение. На сегодня чрезвычайная ситуация сохраняется в одном районе - Медвежьегорском. Кроме того, приходится решать еще одну проблему. Из-за аномальных холодов районы быстрее, чем было предусмотрено, сожгли запасы топлива, теперь их необходимо пополнять.
- Во многих средствах массовой информации ответственность за чрезвычайную ситуацию в Карелии возложена прежде всего на местные власти. Вы с этим согласны?
- Нас, естественно, не слишком радует повышенное внимание российской прессы к Карелии в связи с чрезвычайной ситуацией. Но мы в какой-то мере сами вызвали огонь на себя. Мы не скрывали масштаба бедствий, напротив, старались дать прессе как можно более полную и объективную информацию. Не выгораживали ни министров, ни глав местного самоуправления, ни тем более конкретных виновников аварий. И с себя как с главы республики я ни в коей мере не стремлюсь снять ответственность.
В беде оказались тысячи жителей Карелии, и в этом, несомненно, есть вина местных властей. Где-то директор учреждения закрыл здание на праздники, не организовав дежурство, где-то нетрезвый слесарь закрыл не ту заслонку, где-то мэр уехал на Новый год из района, забыв о своей ответственности. Я считаю, что одним из главных виновников ЧП стало разгильдяйство. Республиканская прокуратура завела одиннадцать уголовных дел в связи с фактами халатного отношения к должностным обязанностям.
Но выявить и наказать виновных - слишком простое решение в данной ситуации. Мы ни в коем случае не должны допустить повторения подобной катастрофы.
- Что же предпринято вами, чтобы подобные ситуации не смогли повториться?
- Я уже говорил о "человеческом факторе". У нас в системе ЖКХ очень высокая текучесть кадров, не хватает специалистов среднего звена, толковых руководителей. Естественно, это местная проблема, и мы ее будем решать. Хотя жилищно-коммунальное хозяйство - сфера ответственности местного самоуправления, долг главы республики - разделить эту ответственность с мэрами. Людям безразлично, какой уровень власти за что отвечает, главное, чтобы в регионе была социально-экономическая стабильность, чтобы не было подобных потрясений.
В прошлом году мы создали Совет республики, который я возглавляю. В совет входят главы всех городов и районов Карелии. На одном из заседаний обсудили проблему подготовки кадров для муниципальных образований, в том числе и в сфере ЖКХ.
В ближайшее время планируем рассмотреть на Совете вопрос о реформировании жилищно-коммунального хозяйства в Карелии. Кадровая проблема многогранна. Скажем, многие руководители муниципальных учреждений не знали, как действовать в чрезвычайных ситуациях, растерялись. И это тоже одна из причин аварий. Будем проводить инструктажи на всех уровнях.
Система ЖКХ в республике нуждается в структурной перестройке. Необходима реконструкция большинства котельных и инженерных сетей. Еще в прошлом году правительство разработало целевую программу по развитию жилищно-коммунального хозяйства до 2010 года. Сейчас намерены внести в нее коррективы в связи с кризисной ситуацией в ЖКХ и теми уроками, которые мы из нее извлекли.
Работаем над этим вместе не только с главами местного самоуправления, но и с депутатами Законодательного собрания. Так, в бюджете на нынешний год кроме обычных субсидий бюджетам муниципальных образований (на подготовку к зиме, содержание объектов, ремонт кровель и закупку топлива) предусмотрено 78 миллионов рублей на строительство и реконструкцию коммунальных объектов. Это втрое больше, чем в прошлом году. Кроме того, значительно больше средств выделено на инвестиционную программу.
- Существует ли особый "карельский" путь реформы ЖКХ?
- Если бы аварии произошли только в Карелии, можно было бы возлагать ответственность целиком на местные власти и говорить о "карельском пути". Но аварии потрясли половину России и со всей очевидностью показали, что жилищно-коммунальное хозяйство страны, по сути, дышит на ладан. Это и неудивительно, если учесть, что за последние десять лет капитальные вложения в отрасль сократились до 10% от нормативного уровня. На эти деньги нельзя ничего построить или капитально отремонтировать, можно только латать дыры. По данным Госстроя России, износ основных фондов в системе ЖКХ страны достиг 70%. Это в среднем, а кое-где он достигает 100%. В том числе в ряде районов Карелии, где особые природно-климатические условия, где коммуникации зачастую проложены во влажных болотистых почвах, так что трубы выходят из строя гораздо раньше нормативного срока.
Прежде местные органы власти имели возможность вводить налог на содержание жилфонда и объектов социальной сферы, за счет которого поддерживали системы ЖКХ. В целом по республике сумма составляла около 400 миллионов рублей в год. С 2001 года этот налог отменен. Поэтому в прошлом году консолидированный бюджет республики потерял 1,5 миллиарда рублей.
Понятно, что в таких условиях регионам поодиночке "подъем" ЖКХ не осилить. Нужна реформа отрасли, инициированная Центром, но учитывающая ситуацию на местах. Очевидно, что в связи с этим в уже подготовленные законы придется вносить изменения. В том числе и в закон о местном самоуправлении.
Отрасль должна вновь стать приоритетом, и это следует учитывать при формировании бюджетной политики. Конечно, это не значит, что регионы могут стоять в стороне в ожидании, когда проблемы ЖКХ решат в Москве. У нас есть идеи, которые мы будем реализовывать. Не знаю, можно ли это назвать каким-то особым "карельским путем".
Люди должны понимать, за что они платят, как и почему растут тарифы. Учитывая постоянный рост цен на теплоносители, мы разработали "Программу энергосбережения в Республике Карелия".
- По проекту реформы ЖКХ к 2005 году финансирование льгот в жилищно-коммунальной сфере будет осуществляться исключительно регионами. Реально ли субъектам Федерации в нынешних условиях справиться с этими расходами без участия Центра?
- Этот вопрос самый болезненный. Я надеюсь, что на федеральном уровне подходы к нему будут изменены. Во всяком случае, пока льготы для социально незащищенных категорий населения - ветеранов войны и труда, сельских учителей, пенсионеров, врачей, - которые собирались отменить с нынешнего года, сохранены. Речь идет о 26 миллионах граждан, которые не в состоянии полностью платить за жилье. Но и регионы эти затраты не потянут.
Надо быть реалистами и попытаться создать в ближайшие два года систему адресных субсидий.
Необходимо привлечь граждан к реализации жилищно-коммунальной реформы в их же интересах. Только став хозяевами в своем доме, жильцы смогут требовать того же от ЖЭУ и других обслуживающих организаций.