Трамвай города на Неве занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Северная столица занимает первое место в мире по длине трамвайных путей (общая протяженность около тысячи километров). Но это, в свою очередь, создает много трудностей и неудобств: вблизи путей разбивается асфальтовое покрытие, появляются трещины на стенах домов. Не радуют также петербуржцев и шумовые эффекты "железного коня". К тому же трамвай постоянно создает пробки на пересечении путей. Скопившиеся автомобили дымят, вдвое загрязняя воздух. Такой "экологически чистый" трамвай не нужен сегодня городу. И губернатор Владимир Яковлев принял решение очистить центральную часть города от трамвайных путей. Работы идут полным ходом, хотя и слышны протесты малоимущих граждан: проезд в трамвае дешевле, чем на маршрутке на 1-5 руб.
Однако в ближайшем будущем в городе отменят разделение маршрутов на коммерческие и социальные. Вместо них появятся так называемые комплексные маршруты. На все виды перевозок среди государственных и частных компаний будут проводиться тендеры, и победитель получит право обслуживать маршрут полностью, беря на себя бремя и коммерческих, и социальных перевозок. Таким образом, условия хозяйственной деятельности коммерческих и государственных перевозчиков выровняются.
В 2004 г. планируется ввести безналичную систему платы за проезд в общественном транспорте. Об этом заявила журналистам заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации города Екатерина Голоулина. Она отметила, что существующая в настоящее время практика оплаты проезда наличными средствами несовершенна, так как сумма, собираемая кондукторами, едва окупает их работу. Поэтому оплата проезда будет производиться на основе существующих бесконтактных смарт-карт. Функции кондуктора будут выполнять сотрудники транспортных предприятий, снабженные специальными мини-терминалами для считывания информации со смарт-карт. Расходы по установке технических средств контроля должны будут взять на себя перевозчики.
А с 2006 г. ограничат движение частного транспорта в центре города, который будет окружен 12 современными автостоянками, каждая стоимостью 4,5 млн. долл., где можно будет оставить личный автомобиль и осуществлять передвижение на общественном транспорте, что позволит избавиться от пробок. При этом будет предусмотрена система платных пропусков для частных лиц и бесплатных - для официальных. Таким образом, Северная столица станет вторым в мире после Лондона городом, где будут взимать плату с автомобилистов за въезд в центр. В столице Англии размер платы составляет 5 фунтов стерлингов (около 8 долл.). Плата взимается только в будние дни с 7.00 до 18.30. Но платный въезд сократил количество транспорта в центре Лондона лишь на 20%.
Санкт-Петербург