Республика в числе благополучных российских регионов, если это определение вообще применимо к нашей действительности, стала экспериментальной площадкой по 100%ной оплате жилья.
На первом этапе цены на свет, тепло, воду, лифты и уборку придворовой территории повысились лишь на 30% от стопроцентной оплаты жилищно-коммунальных услуг. Стоимость одного кВт-ч с 44 коп. выросла до 77 коп., тепло - на 18,2%, в два с лишним раза подорожали холодная вода и лифт. С учетом этого повышения первоначально собственники жилья и квартиросъемщики будут оплачивать лишь 69% всех затрат на жилищно-коммунальные услуги. Неимущие и пенсионеры со страхом ждут уже в феврале новые счета-фактуры, потому что обещанные адресные субсидии задерживаются. Республиканские власти приступили к реформированию ЖКХ, не имея информационных баз данных, которые будут использоваться в системе расчета адресных жилищных субсидий. Чиновников эта промашка нисколько не смутила: дескать, кинем все силы на создание этих самых баз, и месяца не пройдет, как все создадим.
Созданием банка данных следовало бы заниматься с того момента, как стало известно, что республика будет ее испытательным полигоном, то есть весь прошлый год. Однако чиновники вполне резонно не спешили, ибо в ожидании грядущей стопроцентной оплаты за жилищно-коммунальные услуги привычно искали для себя спасительную брешь и первыми встали в очередь за адресной субсидией. Словно в подтверждение этому весь январь в лучших традициях советских времен на татарских чиновников сыпались награды. Награждаемых было так много, что первые лица республики смогли раздать все ордена, медали да дипломы о присвоение почетных званий, только лишь сменяя друг друга. Рассказывают, председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, глянув на список удостоенных, спросил: "А этих-то зачем? В чем заслуга? Дожили до пенсии?" Доживших было три четверти. Теперь их тоже ждут адресные субсидии.
Первый пункт в опроснике, с которым нынче мелкие клерки ходят по квартирам жителей Казани, собирая информацию для банка данных, звучит так: "Какие награды имеете?" В Набережных Челнах как на дрожжах растет количество почетных граждан города. На сегодня список замыкает генеральный директор Камского автозавода Сергей Когогин, переехавший сюда полгода назад из Казани. В этом же списке его предшественник на посту генерального директора Иван Костин, все директоры заводов, входящие в ОАО "КамАЗ", а также вице-премьер республиканского кабинета министров Владимир Швецов. Согласно положению о почетных гражданах, они оплачивают только половину стоимости всех коммунальных услуг. А если говорить об обеспеченности почетных граждан Набережных Челнов, то с большинством из них соперничать могут лишь "новые русские".
Простой житейский опыт подсказывает, что создать адекватный материальному достатку граждан информационный банк данных для расчета адресных жилищных субсидий непросто. А за месяц-два, как хотят в Татарстане, невозможно. Начать с того, что теневой сектор экономики составляет здесь 40%. Более 400 тыс. жителей республики не платят налоги. Плюс криминал, который живет "крышеванием" и официально находится на "иждивении" родителей. Плюс жрицы любви, многие из которых содержат не только себя, но и ребенка и мужа. Прошлым летом два теневика лет по двадцать пять делали у меня в квартире ремонт. Основная забота и тема их разговоров на тот момент - "на чье имя купить машину, чтобы не засветиться в налоговых органах". Потому что в семье одного из них, собирающегося приобрести последнюю модель "Волги", кроме матери, повара общепита, никто из взрослых официально нигде не работает. А на самом деле он и его отец прилично зарабатывают на евроремонте. Его жена сидит с ребенком, получает на дитя 70 руб. пособия и шьет на дому. По уровню материального достатка эта семья может и должна стопроцентно оплачивать жилищно-коммунальные услуги, но вместо этого получит адресную субсидию. А вот если сложить среднюю по РТ в 2002 г. зарплату врача (2800 руб.) и учительницы (2390), то, живя в одной квартире, эти двое, у которых не только на машину, на трамвай не всегда есть деньги, будут платить по полной. Адресные дотации положены только тем, у кого плата за квартиру превышает 16% от дохода, а у врача и учительницы эта сумма будет составлять чуть более 10%. По крайней мере на первом этапе реформы. На них ляжет вся тяжесть реформирования. Они будут крайними при любом раскладе, при любой реформе и до тех пор, пока наше государство не осознает, что дотировать надо только тех, кто по возрасту или по состоянию здоровья не способен заработать и оплатить жилищно-коммунальные услуги.
Казань