Главной проблемой для малого бизнеса в России остаются разные правила игры, которые определяют местные власти. До сих пор государство не установило для муниципальных образований общих принципов регулирования в сфере малого предпринимательства. Недавно первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин заявил, что в верхней палате начали готовить концепцию законотворческой поддержки малого и среднего бизнеса на этот год. Этим займется рабочая группа Совета по поддержке малого и среднего предпринимательства Совета Федерации, первое заседание которого намечено на 27 февраля. А малый бизнес уже встал на путь вымирания.
Недавно в Кузбассе разразился скандал. На одной из центральных магистралей Кемерова около тысячи предпринимателей перекрыли движение. Отчаянная мера была вызвана 50-процентным повышением цен на торговые места на близлежащем рынке. ЗАО "Творец-Х", арендующее территорию рынка у городских властей, без объяснения причин увеличило плату. Знаменательно, что мэр Кемерова Владимир Михайлов вяло отреагировал на претензии торговцев, ограничившись советом заключить договоры с арендатором рынка. На следующий день пикетчики на встрече с представителями "Творца-Х", в которой участвовали чиновники городской и областной администраций, приняли решение подготовить проект договора.
Симптоматичность вялой реакции властей на проблемы малого бизнеса скорее всего заключается в том, что по большому счету власть не видит необходимости развивать этот сектор бизнеса. Как заметил нашему томскому корреспонденту один из чиновников: "К нам за помощью приходят самые наивные. Кто должен был стать предпринимателем, тот им уже стал". По данным "НГ", малый бизнес на Урале не развивается с середины 90-х годов. Причины в позиции мэра Аркадия Чернецкого, заявившего на съезде представителей малого предпринимательства, что у малого бизнеса свои интересы, у бюджета - свои. При этом екатеринбургские чиновники все же вынуждены считаться с малыми предприятиями как с источником поступления бюджетных средств. Иначе чем объяснить постоянно меняющиеся правила игры: рост ставок единого налога на вмененный доход, потом их отмена, резкий рост арендной платы, которую планировалось поднять уже с нынешнего января аж на 50 процентов? В Новосибирске год назад, увеличивая ставки арендной платы, записали муниципальные аптеки в одну строку с казино и ресторанами.
Непростая ситуация сложилась в Ростовской области.
Главное контрольное управление Ростовской обладминистрации провело анализ действующего в ряде муниципальных образований порядка учета объектов розничной торговли и ситуации с выдачей разрешений. Нормативного или рекомендательного документа, который определял бы общие принципы для всех муниципальных образований, нет ни на федеральном, ни на областном уровнях. Поэтому порядок получения разрешений на открытие предприятий в ряде муниципалитетов имеет различия. Так, в городах Ростове, Гуково, Донецке определена уведомительная форма учета предприятий розничной торговли. В Азове, Звереве, Таганроге, Шахтах, Сальске сведения о хозяйствующих субъектах, ведущих торговую деятельность, вносятся сотрудниками торгового отдела на основании представленного пакета документов. Значительно отличается порядок оформления разрешений на право торговли в городах Зверево и Таганроге, где основание для его выдачи - обследование объекта торговли и сферы услуг сотрудниками отдела торговли. При этом критерии обследования не регламентированы, что позволяет чиновникам субъективно подходить к выдаче разрешений. Значительно варьируется в городах срок действия разрешений. Так, в Ростове-на-Дону, Звереве и Батайске срок действия разрешения до одного года. В Азове, Гуково, Сальске, срок - год и более. В Новошахтинске - три месяца.
По сведениям "НГ", в городах области имеются различия в пакете документов, которые требуются для получения разрешения на торговое предприятие. Так, например, в Ростове, Батайске и Донецке надо получить четыре документа, в остальных городах - до восьми заключений. Более того, в Гуково, Азове, Шахтах и Сальске необходимо пройти согласование ассортимента продукции, которой собирается торговать предприниматель, что явно является нарушением законодательства о конкуренции.
Административные барьеры - самая настоящая беда для малого бизнеса в регионах. В строительной сфере Новосибирска сроки получения разрешительной документации постоянно увеличиваются. Но новое строительство при этом не прекращается. Предприниматели давно плюнули на справедливость и решают свои проблемы через вопрос - сколько. По нашим данным, в Карелии успех в бизнесе во многом зависит от близости к власти. Не зря из 60 мандатов городского Совета Петрозаводска треть контролирует местная бизнес-элита. А в Томске, например, тормозом развития малого бизнеса считают городскую Думу. Подготовленную в мэрии программу поддержки малого предпринимательства, которая при этом была согласована с ассоциациями предпринимателей, Гордума отвергла.
Тем не менее местные власти проявляют постоянный и разносторонний интерес к малому бизнесу. С одной стороны, правительство постоянно говорит о малом предпринимательстве как опоре отечественной экономики, поэтому не заниматься им на местах нельзя. С другой - "малый сектор" экономики является одновременно источником поступления бюджетных средств и кормушкой для местного чиновничества, порой приобретающей уродливые формы. По некоторой информации, исполняющий обязанности мэра города Березовского (Кемеровская область) заявил, что предприниматели должны перечислить по 23 тысячи рублей с каждого работающего на спонсорскую помощь. Но любопытно в этом случае другое. Местные власти плохо владеют информацией о состоянии дел в этом секторе.
В Новосибирской мэрии автора этих строк сначала прогнали через несколько телефонов, а закончилось все - налоговой инспекцией. Поэтому долю, которую получает новосибирский городской бюджет от малого бизнеса, установить очень сложно. В Смоленске такого рода информацию можно получить только путем официального запроса и на платной основе. Наш томский корреспондент также не сумел получить у властей по этому поводу внятной информации. Оказывается, томские власти два года пытались выяснить, какую долю "вносит" малый бизнес в бюджет города. Но так и не выяснили. То же можно сказать о Петрозаводске, Смоленске, Самаре. По словам руководителя департамента финансов администрации Самары Татьяны Величко, отдельная статистика по доле малого бизнеса в формировании бюджета города не учитывается. Нет такого учета и в налоговой инспекции. Картина примерно везде одинаковая за небольшими исключениями. Хотя, по косвенным данным, в большинстве крупных российских городов доля малого бизнеса в формировании местных бюджетов составляет до 20 процентов. Поэтому не считаться с этим нельзя.
Отсутствие у местных властей ясного представления о состоянии дел в малом бизнесе препятствует выстраиванию взаимоотношений, учету при планировании бюджета, распределению муниципальных заказов┘ Кстати, о последнем.
Система муниципальных заказов могла бы стать реальным рычагом помощи малому бизнесу. Однако не везде закупки для городских нужд проводятся так, как это определено законом, - открыто и гласно. В Ектеринбурге, например, можно сказать, муниципальных заказов просто нет. Во всяком случае, представители малого предпринимательства плохо представляют, как они распределяются. В Петрозаводске госзаказ невыгоден, поскольку он обслуживается, как правило, с отсрочкой платежа. Не так давно мэра Новосибирска Владимира Городецкого спрашивали, каким образом одна из фирм, которую в недалеком прошлом возглавлял нынешний вице-мэр Виктор Литуев, получила муниципальный заказ. Мэр отделался стандартным ответом. На уровне Новосибирской области госзаказ вообще представляется сплошным нарушением закона. Он проводится на электронной площадке, сервер которой расположен в Москве. Бизнесмены, участвовавшие в электронных торгах, утверждают, что время окончания торгов на сервере не фиксируется. Поэтому зачастую "победители" вдруг узнают, что выигрыш достался конкуренту. Лишь в Самаре ситуация отличается от обычной. В муниципальном заказе участвует до 80 процентов малых предприятий.
Палитра малого бизнеса в России настолько разнообразна, что сразу не разберешь, каких красок в ней больше. Скажем, в Кузбассе с 1 января был отменен пятипроцентный налог с продаж. Взамен некоторые муниципальные власти сразу же ввели ряд местных сборов. В Кемерове было решено обложить предпринимателей сразу четырьмя "налогами" - за уборку территории, за право торговли, за перепродажу вычислительной техники и автомобилей, а также за открытие игорного заведения. Кузбасские власти посчитали, что "перераспределение" налогового бремени даст бюджетам поступления, раз в шесть превышающие доход от налога с продаж. Вместе с тем налоговая нагрузка на малые предприятия уже начала возрастать. По словам кемеровских бизнесменов, введение единого налога на вмененный доход увеличит отчисления по налогу минимум в полтора, максимум в пять раз против прежних. А в конце прошлого года начальник управления налогообложения малого бизнеса Министерства по налогам и сборам Анатолий Мельниченко утверждал, что новый порядок налогообложения малого бизнеса, который будет введен с 1 января нынешнего года, примерно в 2-3 раза снизит налоговую нагрузку на малые предприятия.