До революции на территории нынешней Удмуртской Республики, прежде входившей в Вятскую губернию, было всего два монастыря, оба - в уездном городе Сарапуле. В советские времена в одном разместился завод, в другом - колония. Когда в начале 90-х годов духовные власти региона задумались о возрождении монашества, то пришли к выводу: надо строить новые обители.
Святой источник и расположенный рядом храм на месте, где в XVI веке проповедовал, обращал язычников в христианство и совершал чудеса местный святой Трифон Вятский, - в Балезинском районе возле села Каменное Заделье - казались идеальным местом для этой цели. Дал свое благословение Патриарх всея Руси Алексий II, и строительство Покровского женского монастыря в 1993 году началось.
Вскоре здесь обрели приют 30 монахинь. Но настоятельницы не уживались и часто менялись. Может быть, оттого, что главную скрипку взял в руки игумен храма преподобного Трифона Вятского отец Владимир (Наумов), ставший духовником обители.
Нарушения религиозного устава и светских законов начались сразу. Монастырь был зарегистрирован как православная община, а не монастырская. Духовником сестер стал представитель черного духовенства, а не белого, как положено по канону.
Дальше - больше. Игумен Владимир решил объявить суверенитет и заявил, что будет добиваться для монастыря статуса ставропигиального, то есть подчиняющегося напрямую Патриарху. Оснований для этого не было. В такое положение по традиции попадают старинные монастыри, имеющие давнюю историю и расположенные в основном вокруг Москвы.
В Каменное Заделье выехал секретарь Ижевской и Удмуртской епархии архимандрит Матфей, провел в монастыре собрание, разъяснив, что все это пахнет расколом. После этого страсти вроде бы улеглись. Но это была только видимость. Введение ИНН вызвало большой резонанс среди прихожан ряда удмуртских православных приходов. Тогда впервые в истории региона верующие устроили пикет и вышли на Центральную площадь Ижевска с протестными лозунгами. Активную позицию против "антихристова числа" заняли отец Владимир из Балезинского района и иеромонах Антоний из Сретенского храма, что в деревне Большая Чепца Дебесского района. Потом они начали возбуждать паству и против переписи населения. Разослали по приходам письма, в которых обвиняли в отступлении от чистоты вероучения даже Патриарха Алексия II.
"Оба они - люди в духовном отношении малообразованные, неофиты, монашество приняли на скорую руку и впали в грех младостарчества", - считает главный специалист республики по взаимодействию с религиозными организациями Сергей Ильинский.
Между тем монастырь отошел от светских и религиозных властей. Летом 2001 года, когда приехали для переговоров представители Ижевской и Удмуртской епархий, их не пустили на порог и разговаривали через решетку. Последней каплей стало неуважительное отношение к визиту архиепископа Николая. Перед ним тоже не открыли двери.
Владыка разослал по приходам и в газеты послание, в котором объявил игумена Владимира и иеромонаха Антония "безблагодатными раскольниками", а монастырь - "безблагодатным женским общежитием". Он лишил их сана и права вести пастырское служение.
На место Владимира Наумова был назначен отец Зосима, но заступить на службу так и не смог. Интересно, что он по совету, полученному в епархии, обратился в суд, чтобы решить эту проблему. Наверное, это лучше, чем привлечение омоновцев и силовой захват монастыря, как произошло в такой же ситуации в одном из регионов России. Только вряд ли мятежный отец Владимир станет выполнять распоряжение суда, если оно окажется не в его пользу.
А между тем взбунтовавшийся монастырь живет в закрытом режиме. К чудодейственному ключу и в храм Трифона Вятского паломникам не попасть.
Ижевск