Столб, обозначающий 371 версту от Ставрополя. Церквушка. Постоялый двор┘ Когда-то здесь пролегал почтовый тракт из Петербурга на Ставрополь и далее, на Кавказ. В небольшом домике станционного смотрителя останавливались Пушкин, Лермонтов, Толстой и многие другие знаменитости.
Аксайская почтовая станция находится недалеко от берега Дона. Некогда здесь стоял деревянный плашкоутный мост - в то время единственная в этих местах переправа. Только через нее можно было продолжить путь на Кавказ. Простоял тот мост долго, до 1942 г., когда его взорвали отступающие советские войска.
Восстановленная в прежнем виде станция внесена в каталог исторических памятников мирового значения. Постоялый двор сохранился до сих пор. И хотя внешне дом несколько изменился (попал под обстрел во время войны), внутри все те же дух и убранство. Стулья с гнутыми спинками, древние стол и тумбы, покрытые белыми ажурными салфетками и скатертью. В углу - икона, лампадка. Все подлинное, собранное местными энтузиастами по подвалам и чердакам. И по-прежнему, как сто и двести лет назад, у окна стоит столик, а на нем письменный прибор. Правда, перо позаимствовано у современной гусыни.
В шкафу за стеклом висит мундир генерал-майора казачьих войск. Говорят, что он принадлежал одному из начальников почтового тракта. И вернулся мундир в дом, где трудился его хозяин, спустя двести лет прямо... с того света. Лет десять назад сорванцы вскрыли склеп на старом кладбище и сняли этот мундир с мертвеца. Когда директору музея Владимиру Гладченко об этом сообщили, он с милицией бросился на место преступления. Подростки, успев оборвать награды, бросили мундир на землю и разбежались. Английское сукно за долгие годы нисколько не истлело, и после химобработки мундир занял достойное место среди экспонатов музея.
В отдельной комнате выставлена большая коллекция самоваров. Все исправны, так что при желании можно почаевничать даже из стаканов с двуглавыми орлами, из которых, может быть, пил сам Николай II, когда в 1914 г. приезжал в казачью столицу Новочеркасск. Правда, плата за такое удовольствие особая - надо подарить музею что-нибудь старинное.
Во дворе, в каретном сарае, стоят фаэтоны, зимний возок, карета, древние саночки. Один из фаэтонов - особая реликвия. На нем носились по южным пыльным дорогам во время киносъемок всем известные неуловимые мстители.
Работникам музея удалось восстановить и Таможенную заставу (крепость с множеством подземных ходов), функционировавшую в 1734-1773 гг. Она была одной из первых на южных рубежах России. После войны здесь были подвалы консервного завода. При восстановлении пришлось заново выкладывать своды подземелий, а снаружи обустраивать казачье подворье с куренем, беседкой и лугом.
Ростов-на-Дону