Еще летом в Туле появились безымянные плакаты "Промышленному региону - губернатора-промышленника", а на заборах и стенах абстрактные надписи "Пора менять!", которые неизменно дополнялись одним словом "губернатора". Недавно, выступая в прямом эфире тульской телерадиокомпании, Василий Стародубцев признал, что подготовка к будущим губернаторским выборам в регионе фактически уже стартовала.
Герой пятилетки без воровства
"Закончить пятилетку воровства!" С этим популистским лозунгом в 1997 году Василий Стародубцев выиграл выборы у прежнего отца области Николая Севрюгина.
Разумеется, воровство и коррупцию в регионе Василию Стародубцеву прекратить не удалось. Фактически это подтвердило координационное совещание тульских правоохранительных органов, прошедшее в августе прошлого года в облпрокуратуре. Прессу на него не пустили, но, по просочившейся информации, на нем возникли серьезные трения между начальником УФСБ Владимиром Лебедевым и главным областным милиционером Виктором Рожковым из-за итогового документа, подготовленного в недрах УВД. В нем милиционеры попытались сгладить оценку, касающуюся подлинных размеров коррупции в регионе, умалив тем самым работу чекистов, на счету которых раскрытие громких коррупционных дел, в том числе и в администрации Василия Стародубцева.
О размахе коррупции свидетельствуют и данные исследования фонда "Индем", обнародованные в октябре прошлого года. Согласно оценкам экспертов, в Тульской области преобладает так называемая деловая коррупция, когда слабая региональная власть оказывается в руках крупного бизнеса. По этому показателю область занимает 23-е место в России.
Этой особенностью область в значительной мере обязана самому губернатору. Несмотря на свою крепкую хозяйственную хватку, Василий Стародубцев так и не смог преодолеть стиль управления председателя колхоза. Ведь нередко он принимает решения без учета мнений специалистов и полагается либо исключительно на свою интуицию и опыт, либо на предложения неких влиятельных людей, а иногда так называемых советников с весьма недвусмысленной репутацией.
Однако после того, как с треском провалились инвестиционные губернаторские проекты с производством низкооктанового бензина, массовых посевов кукурузы на зерно, Василий Стародубцев, наученный горьким опытом, стал более осторожен в своих инициативах за счет бюджета. К тому же нынешняя ситуация затрудняет смелые эксперименты с казной со стороны региональных властей.
В настоящее же время экономика области все больше монополизируется крупными финансово-промышленными группами, захватившими крупные предприятия металлургии, химии, машиностроения и пищевой промышленности, определяющие финансовое благополучие региона. С одной стороны, это, безусловно, положительный процесс. Ведь, согласно последним данным, инвестиционные риски Тульской области по сравнению с 1988-1989 годами заметно снизились, что повысило ее привлекательность для крупного капитала. И в этом нельзя не отметить и заслугу самого Василия Стародубцева, особенно его умение договариваться с "акулами" отечественного бизнеса.
Этот процесс имеет и свои негативные стороны. Василий Стародубцев все больше оказывается заложником интересов бизнесменов, в том числе и в борьбе за собственность, как, например, в затянувшемся конфликте между собственниками из-за бывших дочерних предприятий ОАО "Тулачермет". Тем самым он лишается самостоятельности не только в проведении тех или иных экономических, но и кадровых, а в конечном счете и политических решений.
Навстречу выборам!
Сразу же после своего повторного избрания Василий Стародубцев заявил, что он не исключает своего участия в будущих губернаторских выборах, если позволит закон и этого захотят избиратели области.
Что касается юридической стороны вопроса, то она благополучно разрешилась сначала Конституционным судом РФ, который фактически позволил всем российским губернаторам избираться на третий срок. При этом тульскому губернатору, по-видимому, не потребуется даже согласие областных законодателей, поскольку новый устав области был принят сразу же после избрания Стародубцева на должность губернатора в 2001 году. Так что теоретически у Василия Стародубцева может быть еще три губернаторских срока. Во всяком случае, так считает заместитель председателя областной избирательной комиссии Александр Машков.
Говорить об абсолютной поддержке Стародубцева со стороны избирателей сложно, хотя до настоящего времени отцу области удавалось держать социальную ситуацию под контролем. Подъем экономики области, начавшийся уже в 1999 году, позволил ликвидировать долги работникам бюджетной сферы, а значительную часть расходов бюджета (в нынешнем году более 50%) направлять на социальные нужды.
Больших прорывов в решении неотложных социальных проблем, например в жилищном строительстве, сохранении угольной отрасли, поддержке угольно-добывающих районов области, при Стародубцеве не произошло, несмотря на клятвенные обещания губернатора. Безусловно, что решение многих вопросов зависит от федерального Центра, однако лоббистских усилий тульского губернатора для этого оказывается явно недостаточно. Об этом, кстати, свидетельствуют и общероссийские рейтинги. В последние три года Василий Стародубцев фактически был исключен из списка региональных лоббистов.
Еще одна проблема, неотступно преследующая Василия Стародубцева с самого начала его губернаторской карьеры, - это отсутствие единой команды. Однако в этом, похоже, больше всего виновен сам губернатор. Например, за пять лет он поменял уже двух вице-губернаторов и трех заместителей по сельскому хозяйству. Несмотря на разные мотивы ухода, общей причиной смены было стремление губернатора убрать чиновников, покусившихся на его власть.
Первоначально Стародубцев пытался выстроить администрацию по партийному принципу. Но жизнь диктовала уже другие подходы. Смена кадровых ориентиров произошла накануне губернаторских выборов 2001 года. Теперь идеологические мотивы в кадровой политике сменились на сугубо прагматические. Для того чтобы обеспечить поддержку туляков, Василий Стародубцев назначил вице-губернатором Александра Лунева, работавшего заместителем мэра Тулы Сергея Казакова, а федеральный инспектор Владимир Ротин получил пост заместителя губернатора.
Но самым показательным назначением стал приход в команду "красного" губернатора 34-летнего Анатолия Воропаева, близкого к СПС.
Любопытно, что в 2000 году Анатолий Воропаев был координатором проекта политического интеллектуального клуба "Сургутская альтернатива" по проведению предварительных выборов в Санкт-Петербурге и Ярославле.
Как известно из различных, в том числе и из открытых, источников, Анатолий Воропаев, ставший заместителем губернатора, курирующим областное имущество, и сам является владельцем коммерческих структур. С учетом того, что должность заместителя губернатора по управлению имуществом согласуется в Москве, можно заключить, что Василий Стародубцев вынужден был согласиться на эту кандидатуру (до того эта должность была вакантной два года). И теперь наблюдатели гадают, с какой целью столичный политик оказался в Тульской области. Хотя сам Анатолий Анатольевич на этот вопрос корреспондента "НГ" без обиняков ответил, что хочет набраться опыта работы с таким сильным хозяйственником, как Василий Стародубцев.
Равнение на Кремль
Для председателя колхоза имени Ленина, Героя Социалистического Труда, бывшего члена ГКЧП Василия Стародубцева власть всегда была самой главной, если не единственной ценностью. И сегодня он по-прежнему крепко держит ее в своих руках, поэтому все попытки, предпринимавшиеся его политическими оппонентами, пока терпели фиаско.
В этом Стародубцеву способствовало не только стечение обстоятельств, но и с годами выработанный инстинкт власти, а также крестьянская хитрость, умение виртуозно лавировать.
Похоже, коммунистический наряд, в котором он неизменно предстает перед избирателями, остается не более чем ширмой, за которой он прячет единственное стремление - удержать власть. Так было в 1999 году на выборах президента, на которых он отказался бороться против Владимира Путина.
А в период кризиса КПРФ, когда зюгановцы изгоняли из партии Геннадия Селезнева, Светлану Горячеву, Владимира Губенко за то, что те не подчинились партийной дисциплине и не покинули своих постов в Госдуме, Василий Стародубцев фактически выступил против решения руководства Компартии, а значит, и Геннадия Зюганова.
Скорее всего на выборах в Государственную Думу Василий Стародубцев готов совершить подобный маневр в отношении КПРФ, лишь бы не испортить отношения с Кремлем.
Поможет ли это ему выиграть следующие губернаторские выборы? За два года может многое еще перемениться не только в России, но и внутри области.
Вряд ли могут рассчитывать на победу над Василием Стародубцевым прежние участники губернаторской гонки. Значит, можно ожидать появления на них новых или же совсем незнакомых фигур.
Однако все наблюдатели, комментируя шансы Стародубцева, подтверждают, что третий срок для него вполне реален.
***
В 2005 году, когда настанет черед новых губернаторских выборов в Тульской области, Василию Стародубцеву будет уже 74 года. Это не такой уж критический возраст для политика, но в совокупности с другими обстоятельствами этот фактор может стать препятствием на грядущих выборах. Сумеет ли преодолеть эти препятствия Василий Стародубцев, покажет время.
Тула