Семь лет назад администрация Ижевска приняла решение создать музей знаменитого во всем мире оружейного конструктора. Михаил Тимофеевич с одобрением отнесся к этой идее: его трехкомнатная квартира буквально завалена готовыми музейными экспонатами. В 1996 г. была развернута стройка, а мэр города Анатолий Салтыков питал радужные надежды сдать объект к 80-летию конструктора, в 1999 году.
По проекту предполагалось возвести просторное здание: в одной половине должна будет разместиться экспозиция, посвященная Калашникову, в другой - выставочный зал, тир, библиотека, кафе, административные кабинеты, помещения для хранения фондов. Мэрия разослала всюду письма с просьбой принять участие в финансировании строящегося объекта. Был открыт специальный благотворительный фонд, на счет которого тонким ручейком потекли пожертвования, в том числе и от рядовых жителей Ижевска. Потом к финансированию подключились "Росвооружение" и федеральный бюджет.
Обязанности руководителя стройки отдел культуры городской администрации возложил на директора муниципального выставочного центра "Галерея" Надежду Михайлову. Одновременно шло комплектование коллекции. С Михаилом Тимофеевичем заключили договор о передаче городу памятных вещей, и он с энтузиазмом взялся за дело. На сегодняшний день собрано более семи тысяч экспонатов, для хранения которых мэрия выделила специальное помещение площадью в 150 кв. м. Стройка закипела, и за год выполнили весь нулевой цикл.
Вначале правительство республики дало согласие на долевое участие в строительстве музея. Но тут вмешалась большая политика. В Удмуртии развернулось настоящее сражение между мэром и руководителем республики. Завершилось оно компромиссом: ижевский мэр был делегирован от республики в Совет Федерации.
При этом пострадало начатое дело. Пока Салтыков не ушел из городской администрации, на строительство муниципального музея не поступило ни рубля из республиканской казны. А президент республики Александр Волков в пику Салтыкову решил затеять собственный проект: возведение нового здания цирка. Темп строительства музея Калашникова замедлился. К тому же и из Москвы деньги поступали нерегулярно.
Больше всех переживал знаменитый конструктор: "Наверное, я не доживу до завершения строительства моего музея. Если бы с каждого автомата Калашникова производители передали хотя бы пятак, то музей можно было бы построить быстро".
Вражда двух уровней власти расколола город. Дирекция ОАО "Ижмаш" вначале обещала передать музею безвозмездно по одному образцу каждой модели АК, но вдруг выдвинула условия: требуемые экземпляры завод предоставит, если город простит "Ижмашу" долги.
А когда президент Александр Волков сказал: "Не можете достроить - передавайте республике", - реакция была неоднозначной. "Я ни за что не пойду работать под республиканскую крышу, - заявила директор выставочного центра Надежда Михайлова. - Я вообще теперь не верю, что музей Калашникова будет открыт". И она перестала заниматься стройкой, тем более что зарплату за это не получала и работала, как сама говорит, на энтузиазме.
Между тем строительство объекта идет ни шатко ни валко. В нынешнем году Москва сократила финансирование вдвое, поскольку республиканские власти не спешат исполнять свои обязательства по выделению средств.
Теперь на стройку раз в месяц наезжает президентская команда во главе с Александром Волковым. В первую очередь глава региона, конечно, посещает любимое детище - цирк. Президент пообещал, что к 1 сентября этого года в новом здании состоится первое представление. Поэтому все средства, в том числе и из Президентского фонда, будут направлены на завершение строительства цирка. А музею Калашникова если и перепадает, то немного. Бюджет республики дефицитен и две такие стройки не потянет. Придется ждать своей очереди.
А знаменитому конструктору понадобятся терпение и здоровье, чтобы дождаться открытия музея.
Ижевск